leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Новый русский шрифт — шах и мат, Файнридер!

«Хорошие буквы не встретишь на каждом шагу», с сожалением констатировал Гутенберг ХХ века Ян Чихольд. Встречайте хорошие буквы: мы отыскали книгу, страницы которой можно разглядывать часами. Художникам — вдохновляться, поклонникам модерна — забирать в коллекцию, любителям копипасты — вырезать и творчески использовать (книга перешла в общественное достояние). И даже родителям эти шрифты могут неожиданным образом пригодиться.

Новый русский шрифт. Выпуск 1 : 215 мотивов / Художник В.И.Машин. — Москва : Типолитография М.М.Галкина, 1906. — 78 c. : цв. ил. — (Искусство вперёд). — Смотреть онлайн в электронной библиотеке РГБ. — Скачать pdf (213 Мбайт).

1. Декоративные (акцидентные) шрифты — сомнительная территория. Каждый охотник желает знать, где проходит та граница, до которой их можно применять без излишеств, так, чтобы не превратить рекламную надпись или книжный заголовок в гадательную плетеницу линий. Акцидентные шрифты могут иметь искажённую форму или содержат большое количество мелких деталей, которые невозможно воспроизвести в малом кегле. Для набора сплошного текста они непригодны — трудночитаемые, они требуют остановки, замедленного восприятия, любования. У художника этой книги получились ребусы, которые можно разгадывать часами (не забываем, что орфография дореволюционная, с «и» десятеричным, ятями и ерами):

2. Каждая буквица — маленькое произведение искусства:

3. О художнике Владимире Ильиче Машине нам известно очень немногое. Тульский мещанин, родился в 1880 году, в 1896–1904 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Помимо книги «Новые русские шрифты» (1906), удалось обнаружить только открытки, выпущенные Смоленско-Вяземским землячеством при Московском университете не позднее 1909 года и созданные предположительно по мотивам произведений Станислава Пшибышевского. Дальнейшая судьба В.И.Машина неизвестна, как и год его смерти. (Степченков Л.Л. Открытые письма Смоленских землячеств // Филокартия. 2008. № 4 (10). С. 18–20; Шестимиров А.А. Загадочные рисунки художника В.Машина // Там же. 2009. № 2 (12). С. 14–15. Журнал получен через прекрасно налаженную систему электронной доставки документов gpib, пользуясь случаем, ещё раз благодарю коллег).

На первых страницах книги «Новые русские шрифты» текст читается сравнительно легко, а дальше задача усложнится:

4. Люди. Мысль. Ноч-ное. Обрыв. Ад (?). Плац (?). Сова. Ну. Труд. Убыток. Пока ещё не энигмы, а лёгкая разминка:

5 ФЕДОР. ДОБРОЕ. ДРЕВО. ФОРМА. ТРОН. ФОН. Удивительное дело: именно при уменьшении масштаба в завитках и штрихах начинают проступать узнаваемые буквы:

6. Эта книга-кладезь составит вечер целой компании или родителям с детьми — часами можно сидеть и разгадывать страницу за страницей наперегонки, соревнуясь, кто первый сложит слово из причудливых литер. Для такой игры можно даже распечатать страницы с сайта РГБ. Решение о покупке книги примут немногие: на антикварных сайтах разброс цен на неё составляет от 3 тысяч (в плохом состоянии) до 87,5 тысяч рублей:

7. Почти не встречается в книге полный алфавит. Ниже редкий пример, причём и здесь некоторые буквы пропущены — скорее всего, для защиты от копирования. «Шрифты в дореволюционной России являлись объектом интеллектуальной собственности. Ha оригинальный и новый шрифт выдавалась привилегия на изобретение — документ, удостоверяющий признание предложения изобретением со всеми вытекающими правами: авторство, приоритет, исключительное право использования. Так например, словолитни (предприятия по разработке и выпуску шрифтов из типографского сплава для высокой печати)... защищали свои шрифты и указывали в каталогах правовой статус шрифта» (Шрифты : Разработка и использование / Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В. и др. — М. : ЭКОМ, 1997. — 285 с. : ил.; 23 см.; ISBN 5-7163-0014-6):

8. Трудно понять, являются ли слова примеров одновременно названиями предлагаемого шрифта или просто часть их связана с декором по смыслу («ЗМЕЯ» и на следующей странице «ЛАНДЫШ»):

9. Ландыш-то ландыш (ах, какая щедрая, избыточная декоративность!). Но попробуйте распознать нижнее слово. Вот где забуксует и спасует всесильный «Файнридер»:

10. БОРЩ (или за этими изящными начертаниями таится нечто более возвышенное?). Второе слово... принимаются варианты:

11. АРКА (?) БАЛ ВРЕМЯ (или БРЕМЯ)... Последнее слово, нижняя строка — всем абырвалгам абырвалг, я прочитала его, но далеко не с первого раза. Мои коллеги сдались и отказались верить, что здесь написано что-то осмысленное. А вы сумеете?:

12. Это не китайская грамота и не египетские иероглифы, это... монограммы? вензеля? лигатуры? И вновь художник добился удивительного эффекта — сочетания легко раскладываются на буквы. В книге под них отведены листы 55—66:

13. Предвосхищая конструктивизм:

14. Шрифтовые «мотивы» кое-где перемежаются в книге с рисунками. А вдруг художник и сюда запрятал надпись или буквицу?:

15. Обложка. Первый выпуск остался единственным, сведений о продолжении нет. Издание напечатано за счёт автора, тираж неизвестен, но очень небольшой. Надпись «Искусство вперёд» библиографы в РГБ определили как серию, но если это и вправду серия, а не девиз, то следующих её книг не существует:

16. Титульный лист с шифром отдела изоизданий РГБ:

Книгу нашли для вас сотрудники зала электронных ресурсов РГБ. Не стесняйтесь обращаться к ним за консультациями: разыщут всё, что легально оцифровано в нашей библиотеке и в большом мире.

17. Приложение. Открытки В.И.Машина:
(из статьи А.А.Шестимирова «Загадочные рисунки художника Машина»)


Ещё книги из электронной библиотеки РГБ:

Образцы шрифтов типографии и словолитни Императорской академии наук : [«Отче наш» и другие тексты, на 325 языках и наречиях] / Академическая типография (Петербург). — Санкт-Петербург, 1870. — 114 с., 117 л. ил., шрифтов; 35 см.

Образцы шрифтов и украшений типографии А.И.Вильборга в С.-Петербурге. Русских и иностранных словолитен. Санкт-Петербург : А.И. Вильборг, 19--?. - 109 с. : ил.; 27 см.

Вольчёнок Семён Григорьевич. Самоучитель полного курса каллиграфии и скорописи. Отдел 4. Иностранные и изящные шрифты : по методе каллиграфа С. Вольчёнка : в 4-х отделах. — 5-е доп. и испр. изд. — Смоленск : Я.Н.Подземский, 1902. — 16 с. : ил.; 18х23 см.

Образцы шрифтов типографии МХ Можайского УИКа. — Можайск, 1926.

По теме в этом ЖЖ: «В царстве цветов» | «Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века» | Воплощённая фантасмагория Фёдора Шехтеля | Кошки с обложки | Чем кончится практикум по графологии в стенах библиотеки | Пётр Коломнин. Краткие сведения по типографскому делу | Приглашаем к взаимной дружбе!
Tags: подборки для любования, представляем книгу, уникальные книги
Subscribe

Posts from This Journal “подборки для любования” Tag

  • Шоколадная агитация

    Во Всемирный день шоколада предлагаю посмотреть на плакаты из наших фондов, соблазняющие выпить чашку шоколаду или съесть шоколадку. Третий по…

  • Бумаги Мастера

    Оцифровка архива Булгакова (НИОР РГБ, Ф. 562, описание фонда в Электронном каталоге РГБ) всё ещё остаётся делом будущего, но ко дню его рождения мы…

  • Апрельский марш

    Журчат ручьи, кричат грачи, вот это всё. И у нас в библиотеке жизнь кипит, как густой суп, из которого каждый может выловить кусочек по интересам.…

  • Реклама времён Прекрасной эпохи

    Эти плакаты итальянских художников дополняют выставку портретов Джованни Больдини, каталог которой мелькнул в наших новых поступлениях на прошлой…

  • От Гильгамеша и Хаммурапи к Библии и Корану

    Лекцию о семитских языках и текстах из программы университета «Арзамас» читает Леонид Коган. Идёт прямая трансляция. Экспонаты…

  • Хорошего вам отдыха!

    Закончена работа, за окном лежит снег, впереди каникулы... настраиваемся провести их с пользой и удовольствием. Пусть вам помогут в этом плакаты…

  • Наследие Реформации — книги и гравюры

    А выставку-то нашу про Реформацию, которая была приурочена к лекции «Арзамаса», я вам не показала. А мимо неё никак невозможно пройти.…

  • Материалы нашей выставки...

    ...к трансляции лекции о китайской поэзии (на момент публикации там уже перешли к вопросам-ответам). В отсутствие эпоса, при сравнительно позднем…

  • Химкинский Библиодень

    Оказывается, у нас ещё осталось немного мест на экскурсии 12 ноября в Библиодень в Химки. Кто освоил наше главное здание и Пашков дом — вам…

promo leninka_ru september 10, 21:32 49
Buy for 10 tokens
Вчера, 9 сентября, Александра Элбакян вернула российским пользователям доступ к созданному ею ресурсу Sci-Hub, который сама же и заблокировала на территории России начиная с 5 сентября (кстати, это был 6-летний юбилей Sci-Hub). В обращении, которое открывалось вместо сайта, Александра назвала…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 66 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →