leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Новый русский шрифт — шах и мат, Файнридер!

«Хорошие буквы не встретишь на каждом шагу», с сожалением констатировал Гутенберг ХХ века Ян Чихольд. Встречайте хорошие буквы: мы отыскали книгу, страницы которой можно разглядывать часами. Художникам — вдохновляться, поклонникам модерна — забирать в коллекцию, любителям копипасты — вырезать и творчески использовать (книга перешла в общественное достояние). И даже родителям эти шрифты могут неожиданным образом пригодиться.

Новый русский шрифт. Выпуск 1 : 215 мотивов / Художник В.И.Машин. — Москва : Типолитография М.М.Галкина, 1906. — 78 c. : цв. ил. — (Искусство вперёд). — Смотреть онлайн в электронной библиотеке РГБ. — Скачать pdf (213 Мбайт).

1. Декоративные (акцидентные) шрифты — сомнительная территория. Каждый охотник желает знать, где проходит та граница, до которой их можно применять без излишеств, так, чтобы не превратить рекламную надпись или книжный заголовок в гадательную плетеницу линий. Акцидентные шрифты могут иметь искажённую форму или содержат большое количество мелких деталей, которые невозможно воспроизвести в малом кегле. Для набора сплошного текста они непригодны — трудночитаемые, они требуют остановки, замедленного восприятия, любования. У художника этой книги получились ребусы, которые можно разгадывать часами (не забываем, что орфография дореволюционная, с «и» десятеричным, ятями и ерами):

2. Каждая буквица — маленькое произведение искусства:

3. О художнике Владимире Ильиче Машине нам известно очень немногое. Тульский мещанин, родился в 1880 году, в 1896–1904 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Помимо книги «Новые русские шрифты» (1906), удалось обнаружить только открытки, выпущенные Смоленско-Вяземским землячеством при Московском университете не позднее 1909 года и созданные предположительно по мотивам произведений Станислава Пшибышевского. Дальнейшая судьба В.И.Машина неизвестна, как и год его смерти. (Степченков Л.Л. Открытые письма Смоленских землячеств // Филокартия. 2008. № 4 (10). С. 18–20; Шестимиров А.А. Загадочные рисунки художника В.Машина // Там же. 2009. № 2 (12). С. 14–15. Журнал получен через прекрасно налаженную систему электронной доставки документов gpib, пользуясь случаем, ещё раз благодарю коллег).

На первых страницах книги «Новые русские шрифты» текст читается сравнительно легко, а дальше задача усложнится:

4. Люди. Мысль. Ноч-ное. Обрыв. Ад (?). Плац (?). Сова. Ну. Труд. Убыток. Пока ещё не энигмы, а лёгкая разминка:

5 ФЕДОР. ДОБРОЕ. ДРЕВО. ФОРМА. ТРОН. ФОН. Удивительное дело: именно при уменьшении масштаба в завитках и штрихах начинают проступать узнаваемые буквы:

6. Эта книга-кладезь составит вечер целой компании или родителям с детьми — часами можно сидеть и разгадывать страницу за страницей наперегонки, соревнуясь, кто первый сложит слово из причудливых литер. Для такой игры можно даже распечатать страницы с сайта РГБ. Решение о покупке книги примут немногие: на антикварных сайтах разброс цен на неё составляет от 3 тысяч (в плохом состоянии) до 87,5 тысяч рублей:

7. Почти не встречается в книге полный алфавит. Ниже редкий пример, причём и здесь некоторые буквы пропущены — скорее всего, для защиты от копирования. «Шрифты в дореволюционной России являлись объектом интеллектуальной собственности. Ha оригинальный и новый шрифт выдавалась привилегия на изобретение — документ, удостоверяющий признание предложения изобретением со всеми вытекающими правами: авторство, приоритет, исключительное право использования. Так например, словолитни (предприятия по разработке и выпуску шрифтов из типографского сплава для высокой печати)... защищали свои шрифты и указывали в каталогах правовой статус шрифта» (Шрифты : Разработка и использование / Барышников Г.М., Бизяев А.Ю., Ефимов В.В. и др. — М. : ЭКОМ, 1997. — 285 с. : ил.; 23 см.; ISBN 5-7163-0014-6):

8. Трудно понять, являются ли слова примеров одновременно названиями предлагаемого шрифта или просто часть их связана с декором по смыслу («ЗМЕЯ» и на следующей странице «ЛАНДЫШ»):

9. Ландыш-то ландыш (ах, какая щедрая, избыточная декоративность!). Но попробуйте распознать нижнее слово. Вот где забуксует и спасует всесильный «Файнридер»:

10. БОРЩ (или за этими изящными начертаниями таится нечто более возвышенное?). Второе слово... принимаются варианты:

11. АРКА (?) БАЛ ВРЕМЯ (или БРЕМЯ)... Последнее слово, нижняя строка — всем абырвалгам абырвалг, я прочитала его, но далеко не с первого раза. Мои коллеги сдались и отказались верить, что здесь написано что-то осмысленное. А вы сумеете?:

12. Это не китайская грамота и не египетские иероглифы, это... монограммы? вензеля? лигатуры? И вновь художник добился удивительного эффекта — сочетания легко раскладываются на буквы. В книге под них отведены листы 55—66:

13. Предвосхищая конструктивизм:

14. Шрифтовые «мотивы» кое-где перемежаются в книге с рисунками. А вдруг художник и сюда запрятал надпись или буквицу?:

15. Обложка. Первый выпуск остался единственным, сведений о продолжении нет. Издание напечатано за счёт автора, тираж неизвестен, но очень небольшой. Надпись «Искусство вперёд» библиографы в РГБ определили как серию, но если это и вправду серия, а не девиз, то следующих её книг не существует:

16. Титульный лист с шифром отдела изоизданий РГБ:

Книгу нашли для вас сотрудники зала электронных ресурсов РГБ. Не стесняйтесь обращаться к ним за консультациями: разыщут всё, что легально оцифровано в нашей библиотеке и в большом мире.

17. Приложение. Открытки В.И.Машина:
(из статьи А.А.Шестимирова «Загадочные рисунки художника Машина»)


Ещё книги из электронной библиотеки РГБ:

Образцы шрифтов типографии и словолитни Императорской академии наук : [«Отче наш» и другие тексты, на 325 языках и наречиях] / Академическая типография (Петербург). — Санкт-Петербург, 1870. — 114 с., 117 л. ил., шрифтов; 35 см.

Образцы шрифтов и украшений типографии А.И.Вильборга в С.-Петербурге. Русских и иностранных словолитен. Санкт-Петербург : А.И. Вильборг, 19--?. - 109 с. : ил.; 27 см.

Вольчёнок Семён Григорьевич. Самоучитель полного курса каллиграфии и скорописи. Отдел 4. Иностранные и изящные шрифты : по методе каллиграфа С. Вольчёнка : в 4-х отделах. — 5-е доп. и испр. изд. — Смоленск : Я.Н.Подземский, 1902. — 16 с. : ил.; 18х23 см.

Образцы шрифтов типографии МХ Можайского УИКа. — Можайск, 1926.

По теме в этом ЖЖ: «В царстве цветов» | «Любовь в письмах выдающихся людей XVIII и XIX века» | Воплощённая фантасмагория Фёдора Шехтеля | Кошки с обложки | Чем кончится практикум по графологии в стенах библиотеки | Пётр Коломнин. Краткие сведения по типографскому делу | Приглашаем к взаимной дружбе!
Tags: подборки для любования, представляем книгу, уникальные книги

Posts from This Journal “подборки для любования” Tag

promo leninka_ru february 10, 01:17 8
Buy for 10 tokens
:) Появилась оцифрованная Лейденская коллекция — одно из крупнейших частных собраний картин голландских мастеров. В электронном каталоге присутствует 175 произведений искусства (всего в коллекции их 250): Рембрандт, Вермеер, ван Мирис Старший и другие.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments