leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Из новых поступлений этой недели. Выпуск 5

Сегодня большая порция книг о театре, в частности, издания Бахрушинского театра; плюс пришло много книг, изданных Высшей школой экономики. Кроме того, стараюсь показать побольше монографий и не забыть иностранные издания.
Отдел рукописей:

Ранние словотворческие тетради Хлебникова: Факсимильное воспроизведение тетрадей. Транскрипция. Сводка. Комментарии / Подготовка издания Н.Н.Перцовой. — М.. ЛЕКСРУС, 2015. — XXIV, 533 с. факс.; 27 см. — Библиогр.: с. XIX. — ISBN 978-5-905532-23-8: 1500 экз.
Издательская аннотация: Настоящее издание посвящено одной из наиболее оригинальных рукописей в русской литературе — ранним словотворческим тетрадям Хлебникова, в которые входят стихи, проза, художественные миниатюры, разного рода заметки, списки слов — преимущественно неологизмов. Объединённые ныне в конволют, тетради хранятся в РГАЛИ [ф. 527, оп. 1, ед. хр. 60]. Конволют содержит 138 листов; из его 276 страниц (включая оборотные стороны листов) 249 страниц заполнены, 27 — без текста. Несомненное время работы над тетрадями — 1907–1908 годы. Издание состоит из двух книг: в первой книге представлено факсимильное воспроизведение рукописей, во вторую книгу включены транскрипция текстов, реконструкция верхнего слоя рукописи и всех вариантов правки (по типу академических изданий), а также комментарии и указатели.
Отдел изоизданий:

Строгановка: 190 лет русского дизайна: монография / С.В.Курасов, А.Н.Лаврентьев, Е.А.Заева-Бурдонская, А.В.Сазиков. — Москва : Русскiй Мiръ, 2015. — 604 с. ил., фот., цв. ил., фот.; 23 см. — (Большая московская библиотека (БМБ). Искусство). —  Библиогр.: с. 602–604. — ISBN 978-5-89577-211-9: 3000 экз.
Издательская аннотация: Монография впервые раскрывает историю становления отечественной школы дизайна на протяжении почти двух веков. Строгановское училище играло ведущую роль в процессах профессионального и учебно-методического развитии дизайна в России. На протяжении XX века школа претерпела ряд радикальных изменений в связи с социально-экономической и культурной ситуацией в стране, Развитие отечествениой шкоды дизайна показано во взаимном влиянии многих факторов: смены художественных и стилевых тенденций, развитии учебно-методических принципов и научной школы дизайна, отражена роль ярких личностей педагогов в подготовке поколений отечественных дизайнеров. Впервые в таком объеме представлены студенческие курсовые проекты всех специализаций дизайна: промышленного, средового, транспортного, графического, дизайна мебели и текстиля.
Содержание: Вступительное слово. — Глава 1. Школа рисования в жизни Сергея Григорьевича Строганова. — Глава 2. 190 фактов из жизни Строгановки. — Глава 3. 1920–1930. Московский ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН — школа конструктивизма. — Глава 4. 1929–1945. Выпускники ВХУТЕМАСа в промышленности и в оформительском искусстве. — Глава 5. 1945–1962. Дизайн под крылом архитектуры. Обретение самостоятельности. — Глава 6. 1962–1970-е. Архитектоника промышленных форм, начало специализации в дизайне, теория и методика образования. — Глава 7. 1970–1980-е. Школа дизайна как комплекс дисциплин. Проектные и научно-методические достижения. — Глава 8. 1990–2000-е. Постмодернизм в дизайне: проблемы стилизации, экологии культуры и сценарного моделирования. — Глава 9. 2000–2014. Школа дизайна и задачи XXI века. Расширение поля проектной деятельности. — Литература.

Андрис Фрейбергс. Сценография: каталог выставки, 27 марта – 10 мая 2015 года / Текст: Анита Ванага; Перевод на русский язык. — Москва: ГЦТМ имени А.А.Бахрушина, сор. 2015. — 51 с. цв. ил., портр.; 25х29 см. — ISBN 978-5-9906482-0-3: 500 экз.
Издательская аннотация: Издание является каталогом выставки Андриса Фрейбергса «Сценография» в ГЦТМ им. А.А.Бахрушина и включает иллюстрации работ А.Фрейбергса с 1974 по 2013 год в театрах Ленинграда, Риги, Берлина, Таллина, Москвы. Книга предназначена для историков театра и сценографии, преподавателей и студентов творческих вузов, а также для широкого круга читателей, интересующихся театром.

(К сожалению, это издание отличается очень плохой полиграфией и увеличенными с потерей качества старыми фотоотпечками.)
Кабинет библиотековедения (ОБЛ) и центральный справочно-библиографический фонд:
Отдел нотных изданий и звукозаписей. Вторая книга определена сюда потому, что наполовину состоит из военных маршей и солдатских песен с нотами:

Общественные науки:

(Рядом ещё две книги из этой серии: «Московское государство XXV–XVII веков по сказаниям современников-иностранцев» и «Держава Сасанидов. 224–652 годы».)

Брауэр, Юрген; ван Туйль, Хуберт. Замки, битвы и бомбы: как экономика объясняет военную историю / Пер. с англ. М.Рудакова. — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2016. — 571 с. табл. — Библиогр. в конце кн. — Пер.: Brauer, Jurgen. Castles, battles and bombs. — Chicago: The University of Chicago press, 2008. — ISBN 978-5-93255-447-0.
Издательская аннотация: В этой книге предлагается взгляд на ключевые эпизоды военной истории с точки зрения экономической теории. Например, с точки зрения затрат строительство замков в эпоху Средневековья было почти неизбежным: хотя они и стоили очень дорого, но прочный замок обходился гораздо дешевле содержания армии. Авторы также предлагают новый взгляд на бомбардировки Германии во время Второй мировой войны, а также на решение Франции заняться созданием ядерного оружия. Опираясь на эти и множество других примеров, Брауэр и ван Туйль извлекают уроки, которые могут быть применимы в самых различных областях, связанных с военным делом: от контртеррористической стратегии до использования частных военных компаний в Афганистане и Ираке.

Цивилизация, притворяющаяся страной: ведущие западные аналитики о России: [Перевод с английского]. — Москва: Эксмо, 2016. — 382 с. — (Россия vs. Запад: вчера, сегодня, завтра). — Библиогр. в примеч. — ISBN 978-5-699-84928-4: 2000 экз.
Издательская аннотация: В этой уникальной книге собраны статьи ведущих западных аналитиков, а также действующих политиков самого высокого уровня. Авторы всесторонне оценивают место и роль России в современном мире, а также перспективы отношений России и западных держав. Среди тех, чьи статьи вошли в эту книгу, — Генри Киссинджер, Джордж Фридман, Дмитрий Тренин, начальник европейского командования ВС США генерал Филипп Бридлав, заместитель генерального секретаря НАТО и бывший посол США в России Алексаyдр Вершбоу, Жозе Мануэл Баррозу, Барак Обама и другие. «Цивилизация, притворяющаяся страной» — всеобъемлющее руководство, «гид» по политической культуре и системе внешней (в особенности — российской) политики Запада.

(Очень красивое, с любовью выполненное издание: страницы из коричневой крафтовой бумаги, каждая в рамке, с тёмным обрезом, с загадочно нечитаемой тёмной обложкой. А внутри — неоязыческие заговоры. «Славянские Резы Рода для испытания полноты озёр», «дедовский чародейный ритуал "приток силы стихий"» и т.п.)
Философия и психология:

Сингулярность: образы «постчеловечества» / Константин Фрумкин (сост.). — Москва : Алгоритм, 2016. — 319 с. ил. — (Каким будет мир). — Библиогр. в примеч. — ISBN 978-5-906842-91-6: 600 экз.
Издательская аннотация: Константин Фрумкин — известный российский философ, культуролог. Он является одним из инициаторов создания и координатором Ассоциации футурологов. Для работы над сборником, который представлен ватему вниманию, К. Фрумкин привлек лучших российских футурологов, которые исследует наиболее интересные проблемы, связанные с образами будущего. Чем закончится современный кризис цивилизации, каким будет «постчеловечество», к чему приведет развитие «ииформационного общества», какой будет его мораль и какие принципы будут определять его существование — это лишь несколько тем сборника. Позиции авторов не всегда совпадают, но тем иитереснее читать эту книгу, в которой представлен такой широкий спектр взглядов.
Содержание: Часть 1. Сингулярность: разрыв в развитии цивилизации. Александр Болдачев. Финита ля история — политико-культурно-экономическая сингулярность как абсолютный кризис цивилизации. — Андрей Мирошниченко. Череда сингулярностей. Этика сверхличности и Сингулярность-2. — Сергей Кричевский. Живое универсальное разумное существо: гипотеза пост-постчеловеческого будущего. — Часть 2. Футурология информационного общества. Алексей Скаленко. Глобальная трансинформационная сущность цивилизационного процесса. — Андрей Мирошниченко. Освобождение авторства. Адаптемы медиа. — Константин Фрумкин. Комментированная реальность. — Юрий Визильтер. Закат буквы, или Несколько гипотез о бытовании литературы и поэзии в постписьменную эпоху. — Часть 3. Социология будущего. Александр Шубин. Путь информалиата. — Игорь Эйдман. Контуры нового общества. — Константин Фрумкин. Куда эволюционирует мораль. — Юрий Шушкевин. Генеалогия нового неба. Реконструкция прошлого может стать основной задачей будущих поколений. Часть 4. Футурология: метод и контекст. Станислав Бескаравайный. Прогнозирование развития техники. — Антон Первушин. Сумма космонавтики. Взгляд Станислава Лема на будущее космической экспансии. — Примечания.

Филологические науки. Ещё некоторые из обещанных изданий о театре:

Сценический грим, макияж в пространстве физиогномики: учебное пособие / Т. А.Сорокина, Н.М.Бабич. Ч. 1. — Москва: Экон-Информ, 2016. — 351 с. ил., портр., цв. портр.; 22 см. — Библиогр.: с. 341–343. — ISBN 978-5-9907761-4-2: 200 экз.
Издательская аннотация: В названии данного издания сценический грим, макияж подразумевается корректирующая (начальная) функция грима, схожая с макияжем. Поэтому данное пособие — некое соединение театрального грима (его классического аспекта) и макияжа в одном пространстве физиогномики, что, по мнению авторов, поможет в более глубинном осмыслении назначения грима, макияжа с позиции сакральной сущности лица. Данное пособие, основанное на соединении физиогномики с принципами театрального грима, макияжа и психологии человека, поможет понять образную суть в гриме-образе, в дальнейшей работе над характерным гримом; в профессиональном подборе пластики лица, его деталей, в поиске стиля, психологии имиджа конкретного человека. Для художников-гримёров, профессиональных стилистов, имиджмейкеров, начинающих специалистов-художников, а также для широкого круга читателей, интересующихся красотой внешности человека.

Товстоногов, Георгий Александрович (1915–1989): Беседы о профессии: стенограммы лекций на I–III курсе режиссеров драматического театра, 1982–1985 годы / Г.А.Товстоногов, А.И.Кацман; сост. Л.В.Грачева. — Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургская гос. акад. театрального искусства: Чистый лист, 2015. — 557, 1 с. ил.; 25 см. — ISBN 978-5-88689-107-2: 500 экз.
Издательская аннотация: «Беседы о профессии» — впервые публикуемые лекции-уроки Г.А.Товстоногова и А.И.Кацмана, прочитанные на режиссерском курсе Г.А.Товстоногова (выпуск 1987 г.) в 1982-1985 гг. Стенографическая запись, инициированная самими педагогами, зафиксировала взгляды на профессию двух крупнейших представителей театральной школы и основы метода Товстоногова, представляющего собой продолжение поисков К.С.Станиславского и разработку его учения. В «Беседах» звучат неповторимые живые интонации педагогов, вырастивших не одно поколение режиссеров и актеров. Книга адресована студентам театральных вузов, театральным педагогам и всем, кто интересуется театром.

Физико-математические науки:

(Четырёхтомник президента РАН.)
Естественные науки:

Технические науки:

Кавтарадзе, Сергей. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 2-е изд. — 472 с. — (Исследования культуры). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-1372-9 (в пер.).
Читать бесплатный фрагмент (с. 1–43, pdf).
Издательская аннотация: Цель книги искусствоведа Сергея Кавтарадзе — максимально простым и понятным языком объяснить читателю, что такое архитектура как вид искусства. Автор показывает, как работают механизмы восприятия архитектурного сооружения, почему зритель получает от него эстетическое удовольствие. Книга учит самостоятельно видеть и анализировать пластические достоинства формы и бесконечные слои смыслового наполнения архитектурных памятников, популярно излагая историю европейских стилей и логику их развития. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся архитектурой и историей искусства.
Содержание: Предисловие. — От первого лица. — I. Ордер. Книга первая, в которой рассказывается, как архитектура научилась говорить о себе. — II. Арка. Свод. Купол. Книга вторая, повествующая о том, как сделать прочным потолок из небольших камней. — III. Масса, пространство и другие формальные категории. Книга третья, рассказывающая о чувствах, пробуждаемых в нас зодчеством. — IV. Сюжеты архитектуры. Книга четвертая, в которой архитектура выступает как зеркало, отражающее и устройство внешнего мира, и пути человеческой мысли, и даже возможность слияния человека с Богом. — V. Храм, город и Град Небесный. Книга пятая, рассказывающая о священном в зодчестве. — VI. Иные языки архитектуры. Книга шестая, из которой видно, что мудрость Востока не так уж и непостижима. — VII. Эпохи и стили. Книга седьмая, из которой читатель узнает, какой стиль за каким следует и почему. — Всё не так: вместо послесловия. — Что почитать? — Об авторе.

(Типичная «энциклопедия» последних десятилетий, прибыльный для издательства проект, предназначенный для украшения полок. Тощенькая книга с обычными кулинарными рецептами внутри.)
Экономика:

Куиггин, Джон. Зомби-экономика: как мёртвые идеи продолжают блуждать среди нас / Пер. с англ. Алексея Гусева. — Москва : Изд. дом Высш. шк. экономики, 2016. — 267 с. : ил. — (Экономическая теория). — ISBN 978-5-7598-1196-1: 1000 экз. — Пер.: Quiggin, John Zombie economics. ISBN 978-0-691-14582-2.
Читать бесплатный фрагмент (с. 1–48 pdf).
Издательская аннотация: В книге известного австралийского экономиста Джона Куиггина предлагается критический анализ системы экономических и политических идей («великое смягчение», гипотеза эффективного рынка, теория динамического стохастического общего равновесия, «обогащение сверху вниз» и приватизация), сложившейся в последние три десятилетия и сыгравшей, по мнению автора, определяющую роль в наступлении недавней Великом рецессии. Куиггин показывает, что, несмотря на теоретическое и практическое опровержение этих идей, они будут сохранять доминирующее положение в экономической науке и экономической политике до тех пор, пока не сформируется комплекс убедительных альтернативных идей. Написанная доступным языком, эта провокационная книга представляет интерес не только для экономистов и политологов, но и для широкого круга читателей.

Право:

Атран, Скотт (1952–). Разговаривая с врагом: религиозный экстремизм, священные ценности и что значит быть человеком / Пер. с англ. Н. Подунова. — Москва : Карьера Пресс, cop. 2016. — 606 с.; 24 см. — Библиогр. в примеч. — Пер.: Atran, Scott (1952–). Talking to the enemy. — ISBN 978-5-00074-038-5: 1000 экз.
Издательская аннотация: Невероятно смелое исследование одной из наиболее сложных проблем — терроризма. Скотт Атран задается вопросом: откуда у людей берется желание убивать и умирать за других? Ведь почти каждый верит, но лишь некоторые способны умереть за веру. Скотт Атран — блестящий антрополог, многие годы он пытался понять, чем живут те, кто становятся террористами и смертниками — от Афганистана до Газы, от Индонезии до Европы. Он встречался с родственниками и друзьями террористов, анализировал психологию, погружался в философию, историю и религиоведение. Скотт Атран проливает свет на природу веры, ограничения рационального выбора, происхождение социума и силу нравственных ценностей.

Издания большого формата (обычно это периодика и продолжающиеся):

Синий диван: философско-теоретический журнал / под ред. Елены Петровской 2015, № 20. — 2015. № 20. — 253, 3 с. — ISBN 978-5-94607-183-3.
Издательская аннотация: Что такое насилие в современном мире? Какую роль играет оно сегодня, когда мы узнаём о нем прежде всего через СМИ? Авторы выпуска с разных сторон исследуют этот вопрос. Часть текстов посвящена снаффу - такой разновидности кинематографа, которая предполагает передачу реального насилия или настолько высокую степень жестокости самого изображения, что вопрос о его реалистичности оказывается несущественным. Обсуждается статус насилия в жанровом и документальном кино, литературе и живописи, а также в контексте происходящих ныне цивилизационных изменений и связанных с ними угроз, исходящих от исламских экстремистов. Несмотря на разные подходы к пониманию самого насилия, авторы выпуска похоже, едины в одном: их интересует не насилие «как таковое», а его неразрывная связь с современными медиа.
Художественная литература на иностранных языках тоже попадает на полки зала новых поступлений:


Еженедельно 800 новых книг 2016 года и предыдущих лет ждут вас в ЗНП — зале новых поступлений. Каждый понедельник сотрудники полностью меняют экспозицию и выкладывают следующую порцию. Книги в ЗНП не надо заказывать, ждать и отмечать в контрольном листке, они стоят на стендах в открытом доступе. Подходите к «своему» стенду, как в книжном (Филология, Философские науки, Физико-математические науки, Общественные науки, Экономика, Право...), изучаете обложки, забираете всё, что понравилось, и уносите читать. Три стенда занимают «Издания на иностранных языках». Есть отдельный стенд «Издания специализированных фондов», именно сюда попадают самые свежие книги, которые затем будут переданы в отделы ИЗО, русского зарубежья, музыкальный и т.п. В ЗНП приходит научная и научно-популярная литература, беллетристики или детских книг здесь нет.

Многие читатели ходят в ЗНП еженедельно, оценив, насколько удобно там получать самые свежие издания по своей отрасли. И выносить на копирование эти книги тоже разрешено, центр репрографии совсем рядом.

Зал новых поступлений открыт со вторника по субботу с 9:00 до 20:00, а в понедельник, когда меняется экспозиция, — с 12:00 до 20:00. Находится довольно близко от входа в библиотеку: поднимитесь по мраморной лестнице, пройдите через ротонду, выйдите на деревянную лестницу и спуститесь на один этаж.

Подружитесь с Ленинкой взаимно
Tags: зарубежная литература, новые книги РГБ, современная литература, только в наших читальных залах

Recent Posts from This Journal

  • Теперь и у нас есть верхняя запись

    leninka_ru, или РГБлог, — официальный, но неформальный ЖЖурнал Российской государственной библиотеки, она же Ленинка.Мы здесь…

  • Белый дворец и красное колесо

    Все привыкли к упоминаниям «музейного квартала» на Волхонке, но мало кто осознаёт, что сразу после него начинается «библиотечный…

  • Угадаете?

    Что это за список, кому принадлежит и к чему относится, кто-нибудь знает? Священство Купечество Инженеры Старики Мужчины не старые Девушки и очень…

promo leninka_ru 16:10, thursday 16
Buy for 10 tokens
Все привыкли к упоминаниям «музейного квартала» на Волхонке, но мало кто осознаёт, что сразу после него начинается «библиотечный квартал»: целая улица библиотечных зданий, самое известное из которых, конечно — Пашков дом. В начале года к ним прибавилось ещё одно под…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments