leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Из новых поступлений на этой неделе. Выпуск 8

Сегодня был санитарный день, эти книги ждут вас на стендах со вторника (с 12:00) до субботы. На этой неделе много примечательных изоизданий.
Отдел изоизданий. Отдел нотных изданий и звукозаписей:

Фёдор Рокотов, 1735/1736–1808: [альбом-каталог] / Гос. Третьяковская галерея; [отв. ред. Т. Л. Карпова]. — Москва: [б. и.], 2016. — 151 с.; ил., цв. ил., портр.; 32 см. — Рез. англ. — Указ. — ISBN 978-5-89580-115-4.
Издательская аннотация: Альбом-каталог подготовлен к выставке Фёдора Степановича Рокотоваи включает более 40 произведений художника. Издание состоит из вступительной статьи и каталога, выстроенного по тематическим разделам: Санкт-Петербург (1750-е — 1766), Москва (1766-1790-е), усадьбы России (1760-е — 1780-е). В камерных портретах современников Рокотов одним из первых среди русских художников смог соприкоснуться с внутренним миром человека во всём его многообразии, перенося на полотна «души изменчивой приметы». Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся русским искусством.
О проекте: История экспонирования произведений Ф.С.Рокотова началась в XX веке. Впервые его полотна были показаны в Санкт-Петербурге на объединенных выставках: «Русская портретная живопись за 150 лет. 1750-1800» (1902), где выставлялись шесть портретов кисти художника, и на Таврической выставке (1905), где появилось свыше 50 рокотовских работ.
Первые персональные выставки мастера проходили в Государственной Третьяковской галерее (1923) и в Государственном Русском музее (1925). Устроитель выставки и директор Галереи И.Э.Грабарь, называя Рокотова «волшебником» и «изысканнейшим из русских живописцев Екатерининского времени», в качестве причин организации выставки отметил стилистическую и техническую неоднородность его произведений.
К выставке был составлен каталог, содержавший сведения иконографического и справочного характера, в котором портреты были датированы и располагались в хронологическом порядке. Но при всех положительных итогах выставки кураторы еще не могли полностью собрать и систематизировать материал. Они выделили в нем бесспорные произведения мастера, сомнительные и явно не рокотовские.
Эти задачи решили организаторы выставки 1960 года «Федор Степанович Рокотов и художники его круга» — сотрудники Третьяковской галереи и Русского музея. Были объединены все известные на тот момент произведения живописца (около 130 полотен, в их числе 15 приписываемых ему), а также художников его круга (21 портрет). Таким образом, изобразительный материал был классифицирован, и выставка впервые продемонстрировав такое явление, как «Рокотов и его школа, круг, последователи». В последние годы как в музейных, так и в частных коллекциях появились новые сведения о художнике, были выявлены неизвестные ранее произведения — портреты И.И.Шувалова (конец 1750-х — начало 1760-х, ГЭ), императрицы Екатерины II (1780, ИРЛИ), Д.М.Матюшкина (1760-е), А.Ф.Глебовой в детстве (начало 1770-х), П.И.Панина (1775, все три — ГИМ),  неизвестной  (1780-е,  собрание  С.А.Подстаницкого),  офицера в мундире карабинера (1770-е, собрание Л.Б.Савинова).
Во время работы над выставкой 2016 года в Третьяковской галерее были проведены стилистическое и технико-технологическое исследования более 20 произведений художника как из собрания Галереи, так и из других российских и зарубежных музеев2. В ряде случаев пришлось отвести имя портретиста в произведениях, ранее считавшихся его бесспорными работами или приписываемых ему, уточнить их датировку. Так, авторство Рокотова было отклонено в портретах второй половины XVIII века: В.В. и А.С.Шереметевых. И.Ф.Яворской (?) (НХМ РБ), императрицы Екатерины II, неизвестной в лиловом платье (Музей В.А.Тронипина), неизвеcтного (Серпуховский историко-художественный музей), неизвестной в белом платье с капюшоном (Латвийский национальный художественный музей).
Выставка посвящена камерным портретам художника, составляющим главную содержательную часть его наследия. Именно в них Рокотов одним из первых среди русских художников смог соприкоснуться с внутренним миром человека во всем его многообразии, перенося на полотна «души изменчивой приметы». Для выставки из многочисленного наследия художника отобраны наиболее показательные в плане профессионального исполнения и образной выразительности камерные портреты, которые исполнены Рокотовым в разные десятилетия его деятельности. Это позволяет отобразить творческую эволюцию мастера, выявив общие характерные особенности и меняющиеся признаки манеры и образной интерпретации.
Следуя хронологическому принципу, избранный ряд произведений раскрывает работу Рокотова в Санкт-Петербурге и Москве среди столичных вельмож, а также бытование его произведений в мире русской усадебной культуры.
Петербургский период представляют самые ранние произведения, которые характеризуют период становления художника и являются его первыми заказами. Московский период — время расцвета творчества Рокотова — связан с работой над портретами многочисленных семейств Воронцовых, Голицыных, Струйских, Орловых.
Специальный раздел выставки посвящен произведениям, исполненным для интерьеров усадебных дворцов — «фамильных гнезд», где камерные портреты Рокотова гармонично вписывались в уютные гостиные. Из ряда усадеб до настоящего времени дошли отдельные произведения художественной мебели и скульптуры. Это бюсты пятерых братьев Орловых работы Ф.И.Шубина (1770-е, ГТГ), некогда украшавшие овальную столовую дворца в Отраде графов Орловых; барельефы с изображением императрицы Елизаветы Петровны (Л.К.Вассе, 1767) и И.И.Шувалова (Ф.И.Шубин, 1771, оба — ГТГ) из Петровского князей Голицыных; стулья и банкетки из усадьбы Марьино князей Барятинских Курской губернии (конец XVIII — начало XIX века, ГТГ). Собранные вместе на выставке, эти памятники представляют собой мемориальные усадебные комплексы, отражающие фон эпохи рокотовских портретов.
Тема «художник и заказчик» является важным аспектом данного выставочного проекта. Официальный заказ нёс общественно значимую смысловую нагрузку, а частные заказчики утверждали ценность приватной жизни человека XVIII века. Личности заказчиков рокотовских портретов (И.И.Шувалова, Н.Е.Струйского, А.П.Сумарокова, княгини Е.А.Голицыной), их контакты с художником, судьбы его произведений находятся в фокусе внимания авторов проекта, что дает возможность проникновения в контекст эпохи и феномен творчества Рокотова.

[От leninka_ru:] выставка продлится до 9 мая.


Архангельский, Максим Саввич. Калейдоскоп исчезнувших миров / М.С.Архангельский, А.В.Иванов. — Москва: Университетская кн., 2016. — 218, [1] с.; цв. ил.; 31 см. — ISBN 978-5-91304-392-4: 400 экз.
Издательская аннотация: Цель настоящего научно-художественного издания — продемонстрировать читателям величие и великолепие картин геологического прошлого Земли и жизни на ней. В текстовой части книги содержатся данные об основных этапах развития нашей планеты и её биосферы. Иллюстрации призваны, как можно более точно и наглядно, представить жизнь ископаемых животных в среде их обитания. При подготовке альбома его создатели, палеонтологи и художники, старались следовать высоким научно-художественным традициям, заложенным много десятилетий назад совместным творчеством профессора Пражского университета Й.Аугусты и чешского живописца 3.Буриана. Для широкого круга читателей и всех интересующихся историей Земли, эволюцией экосистем и глобальной экологией.




Общественные науки — история, психология, социология, политология, культурология, антропология...:

Пикалов, Дмитрий Владимирович. Миф и ритуал неолита: монография / Д. В. Пикалов; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Северо-Кавказский федеральный ун-т". — Ставрополь: Изд-во СКФУ. — 216 с.; 20 см. — Библиогр.: с. 205-215. — ISBN 978-5-9296-0767-7: 500 экз. Открыть содержание


Страсти старьевщика: рассказы коллекционеров / [ред. Галина Аксенова]. — Москва: Старое кино, 2016. — 127 с., [24] л. цв. ил., факс.; ил.; 24 см. — Старье молодеет! / Вениамин Смехов. — Эпизоды из жизни денежных знаков / Марк Купер. — Большая история маленькой сумки / Галина Аксенова. — О чем рассказывала гейша младой супруге самурая? / Дмитрий Булгаков. — Саксонские темницы и китайские мандарины: Мейсенский ранний фарфор / Анатолий Вишневский. — Мне всё до лампочки / Елена Панова. — Многоликие маски коллекции Раскиных / Вера Раскина. — ISBN 978-5-9903820-2-2: 1500 экз.
Издательская аннотация: Книга «Страсти старьевщика» — шесть рассказов коллекционеров о своих собраниях: российских денежных купюрах, сумках XVIII–XX веков, японских гравюрах, мейсенском фарфоре XVIII века, минилампах и африканских масках.



Семенов, Владимир Анатольевич. Искусство варварских племен / Владимир Семенов. — Санкт-Петербург: НП-Принт, 2015 — 397, [2] с.; ил., цв. ил.; 25 см. — Указ. — Библиогр.: с. 343-352. — ISBN 978-5-905942-84-6: 1000 экз.
Издательская аннотация: В монографии исследуются проблемы формирования искусства варваров (с точки зрения эллинов — людей, не говорящих на греческом языке), прослеживаются влияния на их культуру греческой колонизации и по мере удаления от Причерноморской Скифии на восток — культуры Ахеменидского Ирана, китайских империй Чжоу и Хань, а затем империи сюнну. В свою очередь эти влияния проявились в эклектичном пермском зверином стиле, совместившем в себе уральскую мифологию и технику бронзового литья, заимствованную из Западной Сибири. Автор рассматривает также искусство Кавказа и Луристана, в котором многие ученые видели истоки скифского звериного стиля. Книга рассчитана как на специалистов, так и на широкий круг читателей, интересующихся историей и древним искусством.



Новые военно-промышленные державы / М.С.Барабанов [и др.]; под ред. Р.Н.Пухова. — Москва: Центр анализа стратегий и технологий, 2016. — 167 с.; ил.; 24 см. — На обл. авт. не указаны. — Библиогр. в конце разд. — ISBN 978-5-9902620-6-5: 1000 экз. Открыть содержание


Громов, Дмитрий Вячеславович. Уличные акции (молодежный политический активизм в России) / Д.В.Громов; Ин-т этнологии и антропологии Российской акад. наук им. Н.Н.Миклухо-Маклая. — Москва: ИЭА РАН, 2012. — 504 с.; ил.; 20 см. — (Серия "Социально-антропологические исследования молодежи"). — Рез. англ. — ISBN 978-5-8396-0510-7: 1000 экз.
Издательская аннотация: В монографии рассматриваются уличные акции как форма активности молодежных политизированных сообществ России. Описываются основные блоки поля молодежных политизированных сообществ, история его поэтапного формирования (в хронологических рамках с начала 1990-х до 2011 года), основные типы акций, принципы их организации. Акции рассматриваются как «театрализованные» самопрезентации. Прослеживается связь современною акционизма с категориями праздника и обряда. Политический активизм рассматривается в контексте социально-психологических потребностей, свойственных молодежному возрасту. Отдельное приложение посвящено событиям декабря 2011 — июня 2012 года. Для социально-антропологического анализа используются структуралистский подход и метод социальной драматургии. Открыть содержание


Гребенщикова, Галина Александровна. Линейный корабль "Двенадцать Апостолов": флагман адмирала Лазарева / Галина Гребенщикова. — Москва: Яуза: Эксмо, 2016. — 223 с., [2] л. цв.ил., портр., табл.; 27 см. — (Война на море). — ISBN 978-5-699-87620-4: 1200 экз.
Издательская аннотация: Этот 120-пушечный линейный корабль I ранга величают «лебединой песней парусного флота». Егo увековечил на восьми полотнах И.К.Айвазовский (ни один другой корабль великий маринист не писал столько раз). Построенный по новейшим технологиям, вооруженный мощнейшими 68-фунтовыми бомбическими пушками, «Двенадцать апостолов» был «образцом корабельной архитектуры», «гигантской плавучей крепостью», флагманом и гордостью Черноморского флота. По словам императора Николая I, «этот корабль порядком отделает своего противника, кто бы он ни был». Его «звездным часом» должен был стать прорыв через Босфор и освобождение Константинополя. Но увы, эту операцию отменили, а парусная эпоха уже подходила к концу. «Двенадцати Апостолам» еще довелось участвовать в кавказских десантах, его систершииы «Париж» и «Великий князь Константин» отличились в Синопском сражении, пушки и команды этих кораблей сыграли важную роль в обороне Севастополя, а сами они были затоплены на Севастопольском рейде... Эта книга — несомненно, лучший, самый профессиональный и информативный труд по истории легендарною корабля. 2-е издание дополнено новыми материалами о создании, службе и боевом применении линкоров «Париж» и «Великий князь Константин».



Знакомые «руки»... Была у нас в блоге большая статья про любовь к таким рукам.

Философия, психология, религия:


Филология. Искусство:

Доррен, Гастон. Лингво: языковой пейзаж Европы / Гастон Доррен; [пер. с англ. Н. Шаховой]. — Москва: КоЛибри, cop. 2016. — 334, [1] с.; ил.; 22 см. — Указ. — ISBN 978-5-389-09614-1: 3000 экз.
Издательская аннотация: С лингвистической точки зрения Европа — это языковой пирог, который состоит из нескольких больших кусков, множества мелких и горстки крошек. Устное и письменное многообразие языков нашего континента выглядит впечапляюще и невероятно увлекательно. «Лингво» — это языковой пейзаж нашего континента, живописные лингвистические реалии которого достойны пристального внимания, огромного интереса и искреннего восхищения. Открыть содержание



Отдел рукописей. Кабинет библиотековедения. Центральный справочно-библиографический фонд:


Естественные науки:


Физико-математические науки. Технические науки:


Отдел официальных и нормативных изданий. Экономика. Право:


Еженедельно до 800 новых книг 2016 года и предыдущих лет ждут вас в ЗНП — зале новых поступлений Российской государственной библиотеки. Каждый понедельник сотрудники полностью меняют экспозицию и выкладывают следующую порцию. Книги в ЗНП не надо заказывать, ждать и отмечать в контрольном листке, они стоят на стендах в открытом доступе. Подходите к «своему» стенду, как в книжном (Филология, Философские науки, Физико-математические науки, Общественные науки, Экономика, Право...), изучаете обложки, забираете всё, что понравилось, и уносите читать. Три стенда занимают «Издания на иностранных языках». Есть отдельный стенд «Издания специализированных фондов», именно сюда попадают самые свежие книги, которые затем будут переданы в отделы ИЗО, русского зарубежья, музыкальный и т.п. В ЗНП приходит научная и научно-популярная литература, беллетристики или детских книг здесь нет.

Многие читатели ходят в ЗНП еженедельно, оценив, насколько удобно там получать самые свежие издания по своей отрасли. И выносить на копирование эти книги тоже разрешено, центр репрографии совсем рядом.

Зал новых поступлений открыт со вторника по субботу с 9:00 до 20:00, а в понедельник, когда меняется экспозиция, — с 12:00 до 20:00. Находится довольно близко от входа в библиотеку: поднимитесь по мраморной лестнице, пройдите через ротонду, выйдите на деревянную лестницу и спуститесь на один этаж.

Через неделю книги поступят в фонды РГБ. С помощью нашего каталога вы можете заранее сделать на них электронный заказ и приехать к выдаче. Степень готовности заказа вы можете узнать по телефону читального зала, указанному на вашем читательском билете.


Приглашаем к взаимной дружбе
Tags: зарубежная литература, новые книги РГБ, современная литература, только в наших читальных залах
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo leninka_ru september 10, 21:32 49
Buy for 10 tokens
Вчера, 9 сентября, Александра Элбакян вернула российским пользователям доступ к созданному ею ресурсу Sci-Hub, который сама же и заблокировала на территории России начиная с 5 сентября (кстати, это был 6-летний юбилей Sci-Hub). В обращении, которое открывалось вместо сайта, Александра назвала…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments