leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Мастер-классы и беседы о книжном дизайне. Февраль и март

Приглашаем на эти встречи всех, кто хочет больше узнать о книжном дизайне, задать вопросы участникам и авторам проекта, услышать мастеров книжного дела нескольких поколений, работы которых получали высшие награды на российских и международных конкурсах. Место проведения — Ивановский зал. Проход по билету на выставку «Книга глазами дизайнера» (полная цена билета 200 рублей, действуют все возможные льготы). Приходить лучше заранее, за час или полтора, чтобы успеть осмотреть выставку, а к назначенному времени поднимайтесь на второй этаж и занимайте свободный стул.

1 февраля в 18:00 — Евгений Корнеев. Тема: «Чемодан книг»

Евгений Корнеев — автор концепции и дизайна каталога выставки (Белой книги).
Цитата: И что я вижу, находясь в середине вселенной книги? Вижу всевозможные градиенты, линейки от и до по десяткам параметров, вижу потрясающее многообразие бумажных печатных объектов. Несмотря на то, что книгой называется предмет, устроенный определённым образом, разнообразие форм книги, мне кажется, сравнимо с разнообразием животного мира.

4 февраля в 16:00 — Максим Родин. Тема: «Книга как объект сквозного проектирования. От задачи к реализации»

Максим скромный, выступает редко, но ему отчётливо есть что сказать. Это он (вместе с Дмитрием Мордвинцевым) выбрал для первого этажа эльзевиры и такие разновременные редкости, как «Королевская астрономия» и «Индустрия социализма».
Цитаты: Во время записи интервью, помимо ответов на вопросы, надо было полистать на камеру выбранные книги. Мне принесли мои «эльзевирчики», мы немного пообщались с хранителем книг, и она была столь любезна, что посулила сводить в хранилище и показать, какие ещё книги этого знаменитого голландского издательского дома хранятся в коллекции Библиотеки. Когда она повела меня в хранение, я думал, что увижу еще несколько книг. Раз из моего списка нашлось только четыре, то, наверное, их больше, наверное, — целая полка. Наивный! Дорогие сограждане, книг издательского дома Эльзевиров в природе великое множество, а в собрании РГБ их целый стеллажище — несколько метров в длину, несколько метров в высоту, с пола до потолка и с двух сторон, всех видов и мастей, разных форматов и толщин, из многочисленных коллекций, уникальные и серийные. Вот так я пролетел с расчётами.

10 февраля в 18:00 — Дмитрий Мордвинцев. Тема: «Книга и культурные институции. Опыты взаимодействия»

Дизайнер, проекты которого связаны со многими известнейшими музеями — их список начинается с Третьяковки. На выставке экспонируются его книги «Евангельский проект», «The Irony Tower», «В гостях у Родченко и Степановой!».
Цитата: Несколько лет назад я был почти библиотекарем, когда в моём распоряжении была удивительная библиотека фонда «Русский авангард» с уникальными книгами по архитектуре разных эпох. Помимо всего прочего, это необходимость существования в профессии! Но, считаю, что также необходим и сугубо академический подход к знаниям, в том числе и визуальным, к насмотренности.

12 февраля в 18:00 Николай Калинин. Тема: «Двадцатый — век книжного дизайна»

Изумительный дизайнер и художник, пожалуй, один из самых известных участников выставки. Его иллюстрации к книге Теофиля Готье «Путешествие в Россию» были приобретены Третьяковской галереей.
Цитата: В задачу дизайнера входило не только придумать структуру альбома, но и попытаться отразить тему издания, то есть передать ярко выраженную линейность архитектуры Петербурга и её отражение в водах Невы и каналов. Для этого в текстовой части издания горизонталь полосы была разделена пополам (условно), где текст (двухколонник) в виде отдельных абзацев делился на две части: верхний и нижний тексты, окрашенные пантоном в разные цвета: верхний — светлее, нижний — темнее (серо-голубой и средне-синий). Речь идёт об удивительной книге «Петербург в гравюрах и литографиях XVIII — начала ХХ века», её можно увидеть на втором этаже Ивановского зала.

17 февраля в 18:00 — Анна Наумова и Кирилл Благодатских. Тема уточняется.


«Дуэтное» выступление дизайнеров-графиков (коллектив ANKB), работающих вместе с 2012 года.
Цитата: Высоких профессионалов и подвижников XV—XVI веков вполне можно соотнести с исследователями космоса ХХ века... Смелость, простота и фундаментальность изобретений, сделанных в этом издании, не существуют в категории времени, моды или канона. Чего, к примеру, стоит перемещение колонтитула под текст пролога и начало главы в подвёрстку к этому колонтитулу. Это действие настолько же современно, насколько уместно и изящно.
При этом издание не лишено и таких архаических жестов, как расположение текстов аналогично распятым на Голгофе
или заполнение неполных строк и колонок литерами «о». Амбициозность и красота издательской задачи провоцирует и головокружительный внешний вид, и функциональное, топологическое и фактурное измерения книги.
Такой увидели современные мастера Комплютенскую Полиглотту — четырёхъязычную шеститомную Библию (ищите её на первом этаже Ивановского зала).

25 февраля в 16:00 — Борис Трофимов. Тема: «Отцы и дети»

Человек, которого очень интересно слушать. Один из основателей Высшей академической школы графического дизайна. Если вы мечтаете стать дизайнером и у вас есть вопросы об этой профессии, приходите за ответами.
Цитата: Пять месяцев слились в непрекращающийся день. В книге около 4500 картинок. С современниками было просто: они везли Андрею в мастерскую книги и работы; а с ушедшими из жизни сложнее — нужно ехать чаще всего ко вдовам и там отбирать произведения. Забавная ситуация с оформителями книги, дизайнерами или мастерами шрифта. Я, как единственный представитель именно этого крыла, хотел, например, вставить знаковые фигуры дизайнеров шрифта — разгорались яростные споры. Мне кажется, мои доводы не особенно имели действие, скорее побеждала профессиональная любовь и уважение друг к другу. Но всё вместе складывается в замечательное воспоминание о многотрудной, но увлекательной работе.

1 марта в 18:00 — Андрей Шелютто. Тема: «Что не делать?»

Художник-плакатист, иллюстратор сказок и фантастики, дизайнер, проектировщик газетных макетов, арт-директор. Его работы побывали во многих музеях Европы, Японии, Америки.
Цитата: Мы сейчас со студентами делаем такой проект — как бы мог выглядеть русский павильон на Венецианской биеннале. Я пришёл в Библиотеку и среди книг, которые предложили нашему вниманию, сразу увидел персидское издание Низами. И эта персидская рукопись — цветы, звери-мутанты — как раз поддержала то, что нам нужно было развивать и исследовать. Когда думаешь над каким-нибудь проектом, лучше всего подойти к какой-нибудь книжной полке, взять книжку и открыть, и в половине случаев там будет ответ на твою задачу.

11 марта в 16:00 — Юрий Сурков. Тема: «Неформат»

Из всех богатств нашей библиотеки Юрию больше всего дороги плакаты. Он называет нас единственным учреждением в стране, которое обладает уникальной коллекцией плакатов, в том числе современных, и которое изучает их.
Цитата: Ты можешь иметь о книге общее представление. Но когда ты садишься с ней, просто берёшь её в руки… У вас возникает какой-то диалог. Это самое главное. У меня было так, что какие-то книги я раньше встречал в каталогах, знал, что они существуют. Это было заочное знакомство, абстрактное. А когда я тут увидел их живьём, открыл первый раз собственными руками, это была фантастика.



18 марта в 16:00 — Наталья Агапова и Игорь Гурович. Тема: «О профессии»

С 2010 года  Наталья  работает над ежеквартальным журналом «Театр», и дизайн каждого нового выпуска отличается от предыдущего. Мыслит театральными понятиями и может поставить книгу как спектакль. Как у неё это получается? Она расскажет.
Цитата: Сделать книгу, как поставить спектакль, можно разными способами. Например, пойти от текста, его структуры, содержания. Есть и другой способ, когда можно идти не от текста, а от образов. В этом случае значимость фотографий и изображений приравнивается к значимости текста. Не только фотографии, но белые пустоты, ритмы, пространства — всё работает на единый образ. Можно говорить о режиссуре книги, которая разворачивается не только графически, но также и во времени. В каких-то местах мне нужно, чтобы читатель прочёл тот или иной фрагмент, — и он будет его читать. Там, где мне нужно, чтобы он разглядел, он будет разглядывать. Где-то он будет останавливаться и думать. Эта книга кажется необычной для жанра сочинения о театре. Однако это срежиссированная книга.


Игорь Гурович закончил Строгановское училище по специальности «дизайн автомобилей»... но создаёт памятники и книги. Какими судьбами? Приходите на встречу и узнаете.
Цитата: Европейская стратегия книги стала доминирующей совершенно случайным образом — это я понял в Центре восточной литературы. Победить могла арабская или еврейская книга — как стратегия, как способ рассказа. И это совершенно поразительная мысль. Мировое искусство книги могло быть совершенно другое. И от этого захватывает дух. На этом уровне вообще думать про книгу интересно.

Tags: библиолюди, зовём, цитации
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo leninka_ru september 10, 21:32 49
Buy for 10 tokens
Вчера, 9 сентября, Александра Элбакян вернула российским пользователям доступ к созданному ею ресурсу Sci-Hub, который сама же и заблокировала на территории России начиная с 5 сентября (кстати, это был 6-летний юбилей Sci-Hub). В обращении, которое открывалось вместо сайта, Александра назвала…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments