leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Выставка «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» - отчёт. Часть 1.

Оригинал взят у mayak_parnasa в Выставка «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма» - отчёт. Часть 1.
Российская Государственная Библиотека представила в Ивановском зале свой взгляд на революционные события в Москве на выставке «Москва, 1917. Взгляд с Ваганьковского холма». Взгляд этот получился не столько на события того бунташного года, сколько на историю самой библиотеки. Перед гостями выставочного зала открываются коллекции Румянцевского музея, частично сохраненные в залах на Ваганьковском холме, из тени эпохи яркими вспышками витрин сверкают экспонаты и лица коллекционеров. Приглашаем и вас прогуляться по этим коридорам истории, где в контурах библиотеки проступит ее предшественник - Румянцевский музей.

В хаосе революционных событий сотрудники музея стали «хранителями цивилизации»: спасали брошенные или реквизированные коллекции, выкупали у бегущей аристократии картины и редкие рукописи. А уже в октябре 1917 года музей оказался в эпицентре революционных событий. К счастью снаряды, разрушающие Московский Кремль, не задели это хранилище культурных ценностей. И сейчас у нас есть возможность увидеть небольшую часть этого огромного собрания.
В.Л. Боровиковский. Портрет графа А.И. Румянцева. Россия, Санкт-Петербург. 1811. Холст, масло.
Из собрания Румянцевского музея. РГБ.

Граф Александр Иванович Румянцев — русский дипломат и военачальник, дед Николая Петровича Румянцева, собирателя коллекции послужившей родоначальницей Румянцевского музея. Александр Иванович в 1741 году награждён орденом Святого апостола Андрея Первозванного. Именно в орденском одеянии и изображен он на портрете Боровиковского.
В.Л. Боровиковский. Фрагмент. Портрет графа А.И. Румянцева. Россия, Санкт-Петербург. 1811. Холст, масло.
Из собрания Румянцевского музея. РГБ.

Полюбуйтесь шитой звездой ордена Андрея Первозванного на орденском плаще зеленого цвета. И хотя лента ордена голубая цвет плаща был выбран зелёный, как любимый цвет Петра Великого.
В.Л. Боровиковский. Фрагмент.Портрет графа А.И. Румянцева. Россия, Санкт-Петербург. 1811. Холст, масло.
Из собрания Румянцевского музея. РГБ.

На этом фрагменте вы можете увидеть знак и цепь Ордена Андрея Первозванного. Он был учрежден первым по времени и являлся высшей наградой Российской империи до 1917 года. На четырёх концах косого креста Святого Андрея видны буквы: S.A.P.R., что означает Sanctus Andreus Patronus Russiae — святой Андрей покровитель России.
В.Л. Боровиковский. Фрагмент.Портрет графа А.И. Румянцева. Россия, Санкт-Петербург. 1811. Холст, масло.
Из собрания Румянцевского музея. РГБ.

И еще одна особенность орденского костюма ордена Андрея Первозванного – это обувь с красными каблуками.
В.И. Демут-Малиновский, отливка В.П. Екимов. Бюст Н.П. Румянцева. Россия, Санкт-Петербург. 1827. Бронза.
Из собрания Румянцевского музея. РГБ.

Граф Николай Петрович Румянцев в годы Наполеоновских войн занимавший пост министра иностранных дел, меценат, коллекционер, основатель Румянцевского музея, покровитель первого русского кругосветного плавания. На протяжении всей государственной деятельности Н. П. Румянцев занимался собиранием старинных рукописей, древних грамот на пергаменте, книг, списков с летописей. Главным увлечением его были рукописные древности, и поэтому самым значительным собранием коллекции графа Румянцева стала обширная библиотека. В ней насчитывалось 28 тысяч томов.
Неизвестный художник. Психея. Италия, Венеция. Втор. Пол. XIX в. Мрамор.
Из собрания Румянцевского музея. РГБ.

В 1826 году коллекции и библиотека были переданы С. П. Румянцевым Министерству народного просвещения. Для передачи коллекций была создана специальная комиссия. Император Николай I 22 марта (3 апреля) 1828 года подписал указ об учреждении Румянцевского музея и рескрипт о правилах управления музеем. В 1831 году музей был открыт в особняке Румянцева на Английской набережной в Санкт-Петербурге.
Петро Маньи. Фрагмент. Читающая девушка. Италия, Милан. 1867. Мрамор. Авторская копия с оригинала 1861г.
Оригинал – США, Вашингтон, Национальная галерея искусств. Из собрания Румянцевского музея. РГБ.

В 1861 году музей перевели в Москву. Попечитель московского учебного округа Н. В. Исаков взялся на основе библиотеки Румянцева, как писал В. В. Стасов, «создать в Москве публичную библиотеку наподобие петербургской, приводившей его тогда в восторг, как вообще и всё русское общество». В Москве Румянцевский музей разместился в доме Пашкова и был объединён с вновь учреждавшимся тогда Московским публичным музеем. Таким образом, в 1862 году был создан Московский публичный и Румянцевский музеум.
Неизвестный фотограф. Князь В.Д. Голицын. Фотография на почтовой открытке.
После 1914 г. РГБ.

Князь Василий Дмитриевич Голицын последний директор Румянцевского музея (1910—1921). При нём в 1913 году впервые библиотека Румянцевского музея начала получать казенное финансирование на комплектование фондов. При князе Голицыне были построены: новая картинная галерея с Ивановским залом, новое книгохранилище, читальный зал на 300 мест.
Дневник Зинаиды Васильевны Араповой, дочерти князя В.Д. Голицына. Автограф. РГБ.

Запись за 1 января 1917:
Вчера вернулся из Царского уполномоченный от всего русского дворянства Самарин. Он был послан к Государю от лица всех дворян России… И государь, выслушав речь Самарина, ответил резка: «Я 22 года управляю Россией, и знаю, что делаю!». Самарин опешил: «Ваше Выличество, я говорю не от себя, а от лица объединенного дворянства. Я обязан им передать ответ. Прикажите передать?». Государь минуту подумал, потом нехотя, словно небрежно уронил: «Да, если хотите, передайте». И дворянстов, верноподданное, приносившее всегда столько жертв родине, получило в ответ это фразу, равносильную «презренье мой ответ». Ну, и пускай он летит в пропасть, этот ничтожный, упрямый человек, безвольная относительны женщины тряпка. Он не достоин быть русским императором».
Е.И. Беклемишева, отлив Ж. Нисини. Фрагмент. Саломея. Россия – Италия. 1902. Бронза.
Из собрания Румянцевского музея. РГБ.

В 1917 году Румянцевский музей получил одну из богатейших частных коллекций Москвы. Лев (Леван) Константинович Зубалов (Зубалашвили) – русский предпрениматель, благотворитель, коллекционер владел одним из лучших в москве собраний западноевропейской и русской живописи, старинных предметов искусства из серебра, фарфора, фаянса, стекла. Это было добровольное пожертвование, которое поступило в музей в период, когда его формирование шло в основном за счет собраний национализированных или «переданных на харнение». В этой ситуации у владельцев коллекции преобладал не столько патриотический или филантропичсекий мотив, сколько страх за судьбу коллекции. Летом 1917 года вдова Льва Константиновича и его сын Л.Л. Зубалов подарили музею собранные художественные сокровища. В 1915 году в связи с ликвидацией Румянцевского музея коллекция была распределена между Музеем изящных искусств и Государственным Эрмитажем, Третьяковской галереей и музем фарфора в Кусково. А вот предметы из бронзы поступили в «Госторг» и были распроданы.
Е.И. Беклемишева, отлив Ж. Нисини. Фрагмент. Саломея. Россия – Италия. 1902. Бронза.
Из собрания Румянцевского музея. РГБ.

После октябрьских событий 1917 года здание Александровского военного училища, которое было штабом сопротивления революционным отрядам, осталось заброшенным. Председатель комиссии Моссовет по охране памятников искусства и старины П.П. Малиновский обратился в Совет Румянцевского музея с просьбой о помощи в спасении библиотеки Александровского военного училища. В итоге 42485 томов книг и брошюр были спасены и нашли свое место в фондах музея.
М.М. Антокольский. Фрагмент. Спиноза.

На выставке у посетителей будет уникальная возможность увидеть прижизненные издания Джордано Бруно. Эти книги поступили в библиотеку из коллекции А.С. Норова. Авраам Сергеевич Норов – писатель, переводчик, государственный деятель. Участник Отечественной войны 1812 года. В совершенстве знал 7 иностранных и древних языков. В 1863 году он отдал в Румянцевский музей библиотеку из 16 тысяч томов, собранную им в 1830 – 1860-х гг.

А ещё, выставка чётко передаёт дух тревожного времени 1917 года. Здесь и опасения за сохранность уникальных предметов искусства и книг и мысли о месте музея в новом, только ещё зарождающемся обществе. На стены выставочного зала нанесены выписки из личных дневников и писем людей, работавших тут в те трудные годы. И они лучше всего передают атмосферу происходившего.

Приходите на выставку в Ивановский зал, где уже библиотека рассказывает историю своего прародителя - Румянцевского музея.

А рассказ о революционных событиях будет в следующей части нашего повествования.

Выставка продлится до 20 сентября 2017 года.

Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 7, Российская государственная библиотека, вход из Староваганьковского переулка
Время работы: вторник — воскресенье (11:00—20:00), понедельник — выходной день
Цена билета: 200 руб. для взрослых, 50 руб. для школьников, студентов и членов многодетных семей
Для льготных категорий граждан, включая детей до 16 лет вход бесплатный.


Tags: библиотека в объективе, зовём
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Теперь и у нас есть верхняя запись

    leninka_ru, или РГБлог, — официальный, но неформальный ЖЖурнал Российской государственной библиотеки, она же Ленинка.Мы здесь…

  • Из новых поступлений РГБ. Выпуск 58

    Давно не было такой увесистой книжной стопки. С одной из обложек на вас смотрит Мойдодыр-Фрейд, а под другими найдётся философский феномен гламура,…

  • Результаты "Большой книги"

    Обновление: добавлены фото победителей. Велась трансляция по сообщениям присутствующих в зале и публиковались фотографии от них же (сейчас заменила…

Buy for 10 tokens
Кабинет новых приобретений представлял собой крошечную комнатку, где всегда было темно. Через окошко я видел, что вся стена кабинета занята огромной картой с отмеченными на ней городами и дорогами, настолько подробной, что она походила на запутанную пряжу. Карта была покрыта слоем прозрачного…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments