leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

  • Mood:

Выставка к 300-летию со дня рождения Карла Филиппа Эммануэля Баха и Кристофа Виллибальда Глюка

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, Дом Пашкова, кон­церт­ный зал от­де­ла нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ
Вре­мя про­ве­де­ния: 24 июня — 1 сен­тяб­ря 2014 года


Адольф фон Менцель. Флейтовый концерт в Сан-Суси. 1852. Старая национальная галерея. Карл Филипп
Эмануэль Бах аккомпанирует Фридриху Великому.

До сен­тяб­ря в от­де­ле нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ ра­бо­та­ет вы­ста­воч­ная экс­по­зиция, по­свя­щен­ная 300-ле­тию со дня рож­де­ния Кар­ла Фи­лип­па Эма­ну­э­ля Ба­ха и Кри­сто­фа Вил­ли­баль­да Глю­ка. Сво­им твор­че­ством эти ком­по­зи­то­ры способ­ство­ва­ли ис­то­ри­че­ским пе­ре­ме­нам в му­зы­ке, опре­де­лив­шим пе­ре­ход от ба­рок­ко к клас­си­че­ско­му сти­лю. Для вы­став­ки по­до­бра­ны уни­каль­ные но­ты из спе­ци­аль­но­го секто­ра фон­да му­зы­каль­но­го от­де­ла, сре­ди них 41 при­жиз­нен­ная пуб­ли­ка­ция.

Карл Фи­липп Эм­а­ну­эль Бах (1714—1788)

Карл Фи­липп Э­ма­ну­эль Бах (вто­рой сын Иоганна Себастьяна Ба­ха) — вид­ней­ший ком­по­зи­тор и кла­ви­рист, внес огром­ный вклад в про­цесс ста­нов­ле­ния клас­си­че­ских форм ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки. Бах яв­ля­ет­ся ав­то­ром зна­ме­ни­то­го тео­ре­ти­че­ско­го тру­да«Versuch über die wahre Art das Klavier zu spielen» («Опыт ис­тин­но­го ис­кус­ства иг­ры на кла­ви­ре»), впер­вые изданного в 1753 году (пер­вая часть) и в 1762 году (вто­рая часть). По­сле вы­хо­да в свет кни­га по­лу­чи­ла ши­ро­чай­шее рас­про­стра­не­ние по всей Ев­ро­пе, при жиз­ни ав­то­ра бы­ло рас­про­да­но око­ло 1500 эк­зем­пля­ров — циф­ра для то­го вре­ме­ни огром­ная. На вы­став­ке трак­тат пред­став­лен пер­вым в Рос­сии пе­ре­во­дом пер­вой ча­сти, вы­пу­щен­ным в 2005 го­ду.


Зна­чи­тель­ные твор­че­ские до­сти­же­ния Ба­ха свя­за­ны с му­зы­кой для кла­ви­ра. Наи­боль­шую ценность пред­став­ля­ют кла­вир­ные со­на­ты, со­здав­шие так на­зы­ва­е­мый вы­ра­зи­тель­ный стиль кла­вир­ной му­зы­ки. На вы­став­ке есть их сбор­ник «Sechs Sonaten fürs Klavier mit veränderten Reprisen» (1760). Но­ты со­дер­жат пре­ди­сло­вие, в ко­то­ром ком­по­зи­тор вы­ска­зал свою точ­ку зрения на рас­про­стра­нен­ную тра­ди­цию ва­рьи­ро­ва­ния: «Ва­рьи­ро­ва­ние на се­го­дняш­ний день счи­та­ет­ся обя­за­тель­ным. Хо­тят чуть ли не каж­дую мысль услы­шать из­ме­нен­ной при ее по­вто­ре­нии, не­за­ви­си­мо от то­го, тер­пит ли это за­мы­сел пье­сы и поз­во­ля­ет ли это уме­ние испол­ни­те­ля. Ча­сто та­кие не­свое­вре­мен­ные ва­ри­а­ции про­ти­во­ре­чат тек­сту, му­зы­каль­ной ло­ги­ке — не­при­ят­ная вещь для ком­по­зи­то­ра!.. Все же, не­смот­ря на труд­но­сти и зло­упо­треб­ле­ния, уме­лое ва­рьи­ро­ва­ние все­гда цен­но» (Му­ра­та­ли­е­ва, С. Г. Ве­ли­кий Бах / С. Г. Му­ра­та­ли­е­ва // Му­зы­ко­ве­де­ние. — 2011. — № 9. — С. 13—14).


Иоганн Филипп Бах. Пастельный портрет Карла Филиппа Эмануэля Баха (фрагмент). 13 декабря 1788 года
Гамбург был потрясен горестным известием, эту новость передавали из уст в уста на улицах, в лавках,
знакомым и незнакомым людям: «Великий Бах умирает!». Франц Йозеф Гайдн, узнав о том, что развязка
близка, заметил: «Тем, чему я научился, я обязан Баху». Вольфганг Амадей Моцарт был более эмоционален:
«Он наш отец, мы все его дети; всем, что только умеем, мы обязаны ему».


Но­ва­тор­ство Кар­ла Фи­лип­па Эм­ма­ну­э­ля Ба­ха про­яви­лось и в его кон­цер­тах и со­на­ти­нах для кла­ви­ра с ор­кест­ром. На вы­став­ке це­лый ряд та­ких со­чи­не­ний, они пред­став­ле­ны пер­вы­ми из­да­ни­я­ми в ви­де соль­ных и ор­кест­ро­вых пар­тий, на­при­мер «Sei concerti per il cembalo concertato accompagnato da 2 violini, violetta e basso; con due corni e due flauti per rinforza» (1772).

Сре­ди кла­вир­ных нот осо­бо­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ют эк­зем­пля­ры, вы­пу­щен­ные бер­лин­ским из­да­те­лем Ге­ор­гом Лю­дви­гом Вин­те­ром, с ко­то­рым у Ба­ха сло­жи­лись дру­же­ские от­но­ше­ния. На про­тя­же­нии 1760-х го­дов в до­ме Вин­те­ра при ак­тив­ном уча­стии ком­по­зи­то­ра со­би­ра­лись пред­ста­ви­те­ли ин­тел­лек­ту­аль­ных и ком­мер­че­ских кру­гов Бер­ли­на, вхо­див­шие в со­став груп­пы Der Berliner Montagsklub. В 1750—1760 го­ды имен­но Вин­тер из­да­вал мно­гие со­чи­не­ния Ба­ха и тем са­мым спо­соб­ство­вал их рас­про­стра­не­нию. В ос­нов­ном это бы­ли про­из­ве­дения для кла­ви­ра, их так­же мож­но уви­деть в экс­по­зи­ции.

Так­же хо­те­лось бы от­ме­тить две ча­сти сбор­ни­ка кла­вир­ных пьес для на­чи­на­ю­щих ис­пол­ни­те­лей «Kurze und leichte Clavierstücke mit veränderten Reprisen und beygefügter Fingersetzung für Anfänger» (1766—1768). Это из­да­ние привле­ка­тель­но тем, что в нем за­бот­ли­во про­став­ле­на по­дроб­ная ап­пли­ка­ту­ра, ко­то­рая яв­ля­ет­ся хо­ро­шим под­спо­рьем в де­ле обу­че­ния иг­ре на кла­ви­ре.


Concerto III: per il cembalo concertato accompagnato da 2 violini, violetta e basso. — In Berlino: alle spese
di G. L. Winter, 1760.

В сво­их во­каль­но-ин­стру­мен­таль­ных со­чи­не­ни­ях Карл Фи­липп Эм­ма­ну­эль Бах го­раз­до бли­же к ба­роч­ным тра­ди­ци­ям. Весь­ма ощу­ти­мо это про­яв­ля­ет­ся в пар­ти­ту­ре«Magnificat». На вы­став­ке дан­ное со­чи­не­ние пред­став­ле­но но­та­ми бонн­ско­го из­да­тель­ства Simrock. Да­та их вы­пус­ка — пред­по­ло­жи­тель­но 1830 год. Боль­шая часть ду­хов­ных про­из­ве­де­ний ком­по­зи­то­ра при­хо­дит­ся на по­след­ний пе­ри­од твор­че­ства, ко­гда К. Ф. Э. Бах в 1768—1788 го­дах слу­жил кан­то­ром пя­ти церк­вей и го­род­ским ди­рек­то­ром му­зы­ки в Гам­бур­ге. Вы­став­ка зна­ко­мит с из­да­ни­ем од­но­го из наи­бо­лее зна­чи­мых ду­хов­ных со­чи­не­ний Кар­ла Фи­лип­па Эм­ма­ну­э­ля Ба­ха — ора­то­рии «Karl Wilhelm Rammlers Auferstehung und Himmelfahrt Jesu» (1787).

С произведениями Карла Филиппа Эммануэля Баха также можно ознакомиться на одном из удаленных сетевых ресурсов библиотеки.

Кри­стоф Вил­ли­бальд Глюк (1714—1787)

Кри­стоф Вил­ли­бальд Глюк — один из яр­чай­ших ком­по­зи­то­ров, имя ко­то­ро­го отож­деств­ля­ет­ся в ис­то­рии му­зы­ки с ре­фор­мой му­зы­каль­ной дра­мы ита­льян­ско­го ти­па. По на­ци­о­наль­но­сти Глюк был не­мец, хо­тя его ос­нов­ным ме­сто­пре­бы­ва­ни­ем во вто­рой по­ло­ви­не жиз­ни ста­ла Ве­на, а ареной ве­ли­чай­ших три­ум­фов был Па­риж. В сущ­но­сти, ком­по­зи­тор яв­лял со­бой и в жиз­ни, и в ис­кус­стве об­ра­зец че­ло­ве­ка вне на­ций и гра­ниц. Это был му­зы­кант ми­ра, не раз­де­ляв­ший ев­ропей­ский му­зы­каль­ный мир со все­ми его на­прав­ле­ни­я­ми на сво­их и чу­жих, твор­че­ски гиб­кий, го­то­вый к по­сто­ян­но­му са­мо­об­нов­ле­нию.

В це­лом Глю­к написал свы­ше ста опер, при этом в боль­шин­стве ис­точ­ни­ков при­во­дят­ся спис­ки при­мер­но из пятидесяти на­зва­ний с уче­том то­го, что часть нот утра­че­на, а ав­тор­ство ря­да ра­бот спор­но. Кро­ме то­го, он ав­тор не­сколь­ких ба­ле­тов, мно­же­ства сим­фо­ний (или увер­тюр) для оркест­ра, кон­цер­тов для флей­ты с ор­кест­ром, трио-со­нат для двух скри­пок и ге­не­рал-ба­са, пе­сен и од для го­ло­са в со­про­вож­де­нии кла­ви­ра.


Жозеф Сиффред Дюплесси. Портрет Кристофа Виллибальда фон Глюка. 1775.

Ос­нов­ные свои твор­че­ские си­лы ком­по­зи­тор скон­цен­три­ро­вал на опе­ре. Он со­здал кон­цеп­цию но­во­го опер­но­го спек­так­ля, глав­ным ка­че­ством ко­то­ро­го ста­ло вос­со­еди­не­ние сце­ни­че­ско­го, по­э­ти­че­ско­го и му­зы­каль­но­го на­чал. Че­ре­ду ре­фор­ма­тор­ских опу­сов от­крыл «Ор­фей», од­но из са­мых со­вер­шен­ных тво­ре­ний Глю­ка. Для по­дав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства му­зы­кан­тов дан­ная опера су­ще­ству­ет преж­де все­го во вто­рой, па­риж­ской ре­дак­ции, со­здан­ной ком­по­зи­то­ром в 1774 го­ду, а не в ори­ги­наль­ной вен­ской вер­сии (1762). Имен­но с па­риж­ской ре­дак­ци­ей мож­но по­зна­ко­мить­ся на вы­став­ке. Это пар­ти­ту­ра из­да­тель­ства «Des Lauriers» (1774).

Сле­ду­ю­щим опер­ным экс­пе­ри­мен­том Глю­ка ста­ла «Аль­це­ста». В экс­по­зи­цию во­шли две ре­дак­ции опе­ры: вен­ская и па­риж­ская. Осо­бый ин­те­рес вы­зы­ва­ет вен­ская пар­ти­ту­ра, вы­пу­щенная в 1777 го­ду Яно­шом Та­ма­шом Тратт­не­ром, пе­чат­ни­ком и кни­го­тор­гов­цем из Ве­ны вен­герско­го про­ис­хож­де­ния. В этом из­да­нии опуб­ли­ко­ва­но пре­ди­сло­вие с по­свя­ще­ни­ем ве­ли­ко­му гер­цо­гу Тос­ка­ны Пьет­ро Лео­поль­до и, что са­мое при­ме­ча­тель­ное, с де­кла­ра­ци­ей ху­до­же­ственных прин­ци­пов ком­по­зи­то­ра, ко­то­ры­ми он ру­ко­вод­ство­вал­ся: «Глав­ное на сце­не — язык серд­ца, силь­ные стра­сти, <...> пол­ное раз­но­об­ра­зие зре­ли­ща; мень­ше вни­ма­ния сле­ду­ет уде­лять вся­ким ко­ло­ра­тур­но­стям, вир­ту­оз­но­стям, боль­ше — раз­вер­ну­тым ре­чи­та­ти­вам» (Р. Я. Фар­хадов. Ком­по­зи­тор-кос­мо­по­лит Глюк, ге­ний ре­фор­мы и пи­а­ра / Ра­уф Фар­хадов // Му­зы­каль­ная жизнь. — 2009. — № 7. — С. 33).

Дру­гие ре­фор­ма­тор­ские опе­ры К. В. Глю­ка так­же пред­став­ле­ны на вы­став­ке: «Ифи­ге­ния в Авли­де», «Ар­ми­да», «Ифи­ге­ния в Та­ври­де». Каж­дая из этих опер экс­по­ни­ру­ет­ся в пар­ти­тур­ной фор­ме из­ло­же­ния (все пар­ти­ту­ры вы­пу­ще­ны па­риж­ски­ми из­да­тель­ства­ми). Сре­ди кла­вир­ных ва­ри­ан­тов от­дель­ное ме­сто за­ни­ма­ет бонн­ское из­да­ние опе­ры «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де». Дан­ный эк­зем­пляр от­но­сит­ся к чис­лу из­да­ний из биб­лио­те­ки го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля и страст­но­го биб­лио­фи­ла, кня­зя Алек­сандра Ива­но­ви­ча Ба­ря­тин­ско­го. В экс­по­зи­цию вклю­че­ны и ка­мер­ные про­из­ве­де­ния Глю­ка. Это трио-со­на­ты для двух скри­пок и ге­не­рал-ба­са в из­да­нии, со­сто­я­щем из пар­тий участ­ни­ков ан­сам­бля, — «Six sonatas for two violins & a thorough bass» (London: Printed for J. Simpson, [1746]).


(Слева) Гюстав Моро. Орфей. 1865. (Справа) Кристоф Виллибальд фон Глюк.Orphee et Euridice. —
[Партитура]. — A Paris: chez des Lauriers (1774). Предположительно первое издание. С посвящением
королеве Франции Марии Антуанетте.

На вы­став­ке име­ет­ся и не­сколь­ко из­да­ний из про­слав­лен­ной кол­лек­ции Ге­ор­га Пёль­хау (1773—1836), ши­ро­ко из­вест­но­го со­би­ра­те­ля цен­ней­ших нот и книг, слу­жив­ше­го в свое вре­мя му­зыкан­том и биб­лио­те­ка­рем Пев­че­ской ака­де­мии в Бер­ли­не. Кол­лек­ци­он­ные эк­зем­пля­ры отра­жа­ют но­ты про­из­ве­де­ний и К. Ф. Э. Ба­ха, и К. В. Глю­ка. В ос­нов­ном на при­над­леж­ность к знаме­ни­то­му со­бра­нию ука­зы­ва­ют по­ме­ты, вы­пол­нен­ные от ру­ки, на­при­мер, как на ти­туль­ной стра­ни­це от­дель­но из­дан­ной Арии Аль­це­сты из II дей­ствия од­но­имен­ной опе­ры К. В. Глю­ка (London: printed by Lewis: Houston & Hyde, s. a). Есть так­же из­да­ние оды К. Ф. Э. Ба­ха «Klopstocks Morgengesang am Schöpfungsfeste» (Leipzig: Autor, 1784), где мож­но уви­деть на­хзац с экс­либ­ри­сом «Ex Biblioteca Poelchaviana».

Tags: подборки для любования, списки литературы
promo leninka_ru 16:10, thursday 16
Buy for 10 tokens
Все привыкли к упоминаниям «музейного квартала» на Волхонке, но мало кто осознаёт, что сразу после него начинается «библиотечный квартал»: целая улица библиотечных зданий, самое известное из которых, конечно — Пашков дом. В начале года к ним прибавилось ещё одно под…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments