leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Выставка «История Первой мировой войны (1914—1918) в открытках»

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, чи­таль­ный зал от­де­ла изо­из­да­ний РГБ
Вре­мя про­ве­де­ния: 8 июля — 31 августа 2014 года
Фотогалерея на Flickr

От­дел изо­из­да­ний РГБ к сто­ле­тию со дня на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой вой­ны под­го­то­вил вы­став­ку от­кры­ток. Кар­точ­ки от­ра­жа­ют по­ли­ти­че­скую и бы­то­вую сто­ро­ны во­ен­но­го кон­флик­та: по фо­то­гра­фи­че­ским и ри­со­ван­ным изоб­ра­же­ни­ям мож­но по­лу­чить све­де­ния о стра­нах — участ­ни­цах вой­ны, по­зна­ко­мить­ся с тек­стом ма­ни­фе­ста рус­ско­го ца­ря, по­чув­ство­вать на­стро­е­ния рус­ско­го об­ще­ства, по­лу­чить пред­став­ле­ние о раз­ви­тии ис­кус­ства гра­фи­ки и фо­то­гра­фии в на­ча­ле ХХ ве­ка. Вы­став­ка от­кры­та до 31 ав­гу­ста.

20 июля 1914 года в от­вет на объ­яв­ле­ние Гер­ма­ни­ей вой­ны Рос­сии был под­пи­сан вы­со­чай­ший ма­ни­фест о вступ­ле­нии Рос­сии в вой­ну. Ни­ко­лай II объ­явил его с бал­ко­на Зим­не­го двор­ца пе­ред ты­ся­ча­ми лю­дей, со­брав­ши­ми­ся на Двор­цо­вой пло­ща­ди в Санкт-Петербурге. В ма­ни­фе­сте вы­ра­жа­лось по­же­ла­ние, что­бы «в этот год страш­но­го ис­пы­та­ния внут­рен­ние спо­ры бы­ли за­бы­ты, что­бы со­юз ца­ря и на­ро­да укреп­лял­ся». Текст ма­ни­фе­ста, сним­ки июль­ских ма­ни­фе­ста­ций и мо­би­ли­за­ции, де­мон­стри­ру­ю­щие пат­ри­о­ти­че­ский подъ­ем, по­яви­лись на стра­ни­цах га­зет и на от­крыт­ках.


Од­ни­ми из них бы­ли и фо­то­гра­фии из­вест­но­го пе­тер­бург­ско­го фо­то­гра­фа на­ча­ла ХХ ве­ка Кар­ла Бул­лы, ко­то­рые мож­но уви­деть на ны­неш­ней вы­став­ке в РГБ. Вско­ре к фо­то­гра­фи­че­ским от­крыт­кам до­ба­ви­лись ри­со­ван­ные изоб­ра­же­ния, ав­то­ра­ми ко­то­рых ста­ли луч­шие ху­дож­ни­ки то­го вре­ме­ни. Мож­но ска­зать, что от­крыт­ки со­про­вож­да­ли во­ен­ный кон­фликт на всем его про­тя­же­нии.

В на­ча­ле вой­ны в нее вклю­чи­лись восемь го­су­дарств Ев­ро­пы: Гер­ма­ния и Ав­ст­ро-Вен­грия про­тив Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Рос­сии, Бель­гии, Сер­бии и Чер­но­го­рии. К кон­цу вой­ны в нее уже бы­ло во­вле­че­но боль­шин­ство стран ми­ра: четыре го­су­дар­ства участ­во­ва­ли на сто­ро­не ав­ст­ро-гер­ман­ско­го бло­ка и 34 на сто­ро­не Ан­тан­ты.

Ил­лю­стри­ро­ван­ные от­крыт­ки и дру­гие ви­зу­аль­ные ма­те­ри­а­лы, осо­бен­но в пер­вый год вой­ны, на­гляд­но зна­ко­ми­ли со стра­на­ми-участ­ни­ка­ми, пред­став­ляя лич­но­сти ца­рей и пра­ви­те­лей, кар­ты Ев­ро­пы, на­ци­о­наль­ные фла­ги и гим­ны, ви­ды об­мун­ди­ро­ва­ния сол­дат. На от­крыт­ках мож­но уви­деть ин­те­рес­ную изо­ста­ти­сти­ку: чис­лен­ность на­се­ле­ния и ар­мий, объ­е­мы хлеб­ных за­па­сов. На­при­мер, на од­ной из кар­то­чек на вы­став­ке по­ка­за­но ко­ли­че­ство ло­ша­дей во­ю­ю­щих дер­жав: боль­ше все­го со сто­ро­ны Рос­сии (33 млн го­лов).

В на­ча­ле вой­ны ху­до­же­ствен­ную ин­тел­ли­ген­цию за­хлест­ну­ла вол­на пат­ри­о­тиз­ма. В мо­мент во­ен­ной угро­зы вне­сти свою леп­ту в по­мощь ра­не­но­му, убе­дить сра­жа­ю­щих­ся в ис­то­ри­че­ской не­из­беж­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го, все­лить уве­рен­ность в по­бе­де — все эти за­да­чи ве­ли­ко­леп­но ре­ша­лись ху­до­же­ствен­ны­ми сред­ства­ми пла­ка­та.

Идея «рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го» ста­ла в пла­ка­те осо­бен­но ак­ту­аль­ной и вдох­но­ви­ла мно­гих из­вест­ных жи­во­пис­цев и гра­фи­ков. В их чис­ле Аб­рам Ар­хи­пов, бра­тья Вас­не­цо­вы, Сер­гей Ви­но­гра­дов, Кон­стан­тин Ко­ро­вин, Лео­нид Па­стер­нак, Иг­на­тий Ни­вин­ский и дру­гие. Мно­гие из них ра­бо­та­ли без­воз­мезд­но. Од­ним из пер­вых был со­здан пла­кат «На по­мощь жерт­вам вой­ны» Лео­ни­да Па­стер­на­ка, вы­звав­ший да­же лич­ную ре­ак­цию ца­ря. Этот пла­кат в ви­де от­крыт­ки мож­но уви­деть и на вы­став­ке в РГБ — изоб­ра­же­ния то­гда ти­ра­жи­ро­ва­лись од­но­вре­мен­но для пла­ка­тов и от­кры­ток.

Не­ма­ло от­кры­ток бы­ло по­свя­ще­но и ра­бо­те бла­го­тво­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ций, чис­ло ко­то­рых в го­ды вой­ны зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось. На­ря­ду с су­ще­ство­вав­ши­ми Рос­сий­ским Крас­ным Кре­стом и Рос­сий­ским об­ще­ством Зе­ле­но­го Кре­ста, воз­ник­ло мно­го но­вых, ре­шав­ших ло­каль­ные за­да­чи. На­при­мер, Ко­ми­тет по ока­за­нию по­мо­щи се­мьям лиц, при­зван­ных на вой­ну, Ко­ми­тет «Кни­га — сол­да­ту», Мос­ков­ский ко­ми­тет по снаб­же­нию та­ба­ком во­и­нов пе­ре­до­вых по­зи­ций.

Бла­го­тво­ри­тель­ность ста­ла за­да­чей не толь­ко земств, спе­ци­аль­ных ко­ми­те­тов, об­щин, но и част­ных лиц. Труд­но пе­ре­оце­нить и вклад ко­ми­те­тов, дей­ство­вав­ших под по­кро­ви­тель­ством чле­нов Им­пе­ра­тор­ско­го до­ма, сре­ди ко­то­рых бы­ли Им­пе­ра­три­ца Алек­сандра Фе­до­ров­на и до­че­ри ца­ря. Так, на од­ной из фо­то­гра­фи­че­ских кар­то­чек за­пе­чат­лен ви­зит Им­пе­ра­три­цы и Ве­ли­ких кня­жон Оль­ги и Та­тья­ны в Цар­ско­сель­ский двор­цо­вый ла­за­рет.

На­ря­ду с ре­а­ли­сти­че­ски­ми и са­ти­ри­че­ски­ми сю­же­та­ми в от­крыт­ках осо­бую на­груз­ку нес­ли ал­ле­го­ри­че­ские и сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния. Осо­бым со­дер­жа­ни­ем на­пол­ни­лась и вся го­су­дар­ствен­ная сим­во­ли­ка — дву­гла­вый орел, трех­цвет­ный флаг, зна­ки им­пе­ра­тор­ской вла­сти. Их с по­чте­ни­ем и лю­бо­вью изоб­ра­жа­ли на от­крыт­ках.

Кро­ме то­го, вой­на все­гда вос­при­ни­ма­лась на­род­ным со­зна­ни­ем как ми­сти­че­ское яв­ле­ние — не про­сто сра­же­ние двух враж­ду­ю­щих го­су­дарств, но борь­ба на­чал Добра и Зла. Ис­хо­дя из та­кой трак­тов­ки, не­ред­ко воз­ни­кал об­раз вра­га — же­сто­ко­го из­вер­га, уни­что­жа­ю­ще­го на сво­ем пу­ти все жи­вое. На борь­бу с ним не­ред­ко вдох­нов­ля­ли об­ра­зы рус­ских бо­га­ты­рей и свя­тых во­и­нов — Дмит­рия Дон­ско­го, Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, ри­со­ван­ные изоб­ра­же­ния ко­то­рых мно­жи­лись на по­пу­ляр­ных от­крыт­ках.

В сю­же­тах от­кры­ток Пер­вой ми­ро­вой вой­ны зна­чи­тель­ное ме­сто от­ве­де­но пра­во­слав­ной ве­ре. В усло­ви­ях же­сто­ких стра­да­ний и раз­лу­ки мил­ли­о­нов се­мей ве­ра в Бо­га укреп­ля­ла дух, по­мо­га­ла до­стой­но пе­ре­жить вой­ну. Про­во­жая на фронт род­ных, же­ны и ма­те­ри да­ва­ли во­и­нам об­раз­ки свя­тых, бла­го­слов­ля­ли, го­ря­чо мо­ли­лись о со­хра­не­нии их жиз­ней. Все это слу­жи­ло мо­ти­ва­ми для от­кры­ток. «Гос­подь не оста­вит дом доб­ро­го во­и­на», — со­об­ща­ет од­на из кар­то­чек, изоб­ра­жа­ю­щая гор­ни­цу с мо­ля­щей­ся сол­дат­ской ма­те­рью и вхо­дя­ще­го в ок­но ан­ге­ла.

Выс­шие си­лы по­мо­га­ли как род­ным во­и­нов, так и им са­мим на по­ле бит­вы. Так, на обо­ро­те дру­гой от­крыт­ки из фон­дов РГБ мож­но най­ти то­му под­твер­жде­ние. Здесь при­во­дит­ся со­об­ще­ние из «Бир­же­вых ве­до­мо­стей» от 25 сен­тяб­ря 1914 го­да: «По­сле на­ше­го от­ступ­ле­ния наш офи­цер с це­лым по­лу­эс­кад­ро­ном в

и­дел ви­де­ние. Они толь­ко что рас­по­ло­жи­лись на би­ву­а­ке. Бы­ло 11 ча­сов ве­че­ра. То­гда при­бе­га­ет ря­до­вой с удив­лен­ным ли­цом и го­во­рит: "Ва­ше вы­со­ко­бла­го­ро­дие, иди­те". По­ру­чик Р. по­шел и вдруг ви­дит на не­бе Бо­жию Ма­терь с Иису­сом Хри­стом на од­ной ру­ке, а дру­гой ру­кой ука­зы­ва­ю­щей на за­пад. Все ниж­ние чи­ны сто­ят на ко­ле­нях и мо­лят­ся не­бес­ной По­кро­ви­тель­ни­це. По­том это ви­де­ние из­ме­ни­лось в боль­шой крест и ис­чез­ло. По­сле это­го разыг­ра­лось боль­шое сра­же­ние на за­па­де под Ав­гу­сто­вым, озна­ме­но­вав­ше­е­ся боль­шой по­бе­дой».

Tags: иллюстрации, подборки для любования
Subscribe
promo leninka_ru september 10, 21:32 49
Buy for 10 tokens
Вчера, 9 сентября, Александра Элбакян вернула российским пользователям доступ к созданному ею ресурсу Sci-Hub, который сама же и заблокировала на территории России начиная с 5 сентября (кстати, это был 6-летний юбилей Sci-Hub). В обращении, которое открывалось вместо сайта, Александра назвала…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments