leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Живопись как наука в диссертационных исследованиях

5—25 ав­гу­ста 2014 г. Го­лу­бой вы­ста­воч­ный зал РГБ, Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, 3 подъ­езд, 3 этаж

Оче­ред­ная вы­став­ка дис­сер­та­ций из фон­дов от­де­ла РГБ в Хим­ках на этот раз по­свя­ще­на жи­во­пи­си.

67 пред­став­лен­ных в Го­лу­бом вы­ста­воч­ном за­ле ра­бот по­ве­ря­ют гар­мо­нию ал­геб­рой: здесь есть увен­чав­ши­е­ся, в том чис­ле, и док­тор­ски­ми сте­пе­ня­ми по­пыт­ки бес­при­страст­но­го ана­ли­за ев­ро­пей­ско­го и рус­ско­го ис­кус­ства, при­над­ле­жа­щие не толь­ко спе­ци­а­ли­стам в области гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­плин. Вы­став­ки дис­сер­та­ций РГБ от­ли­ча­ют­ся от дру­гих экс­по­зи­ций: лю­бую работу мож­но по­про­сить до­стать из-под стек­ла и по­ли­стать здесь же, в вы­ста­воч­ном за­ле.

Эпи­гра­фом к вы­став­ке ее со­зда­те­ли сде­ла­ли ци­та­ту мно­го­гран­ной лич­но­сти – ху­дож­ни­ка, скуль­пто­ра, пи­са­те­ля Ефи­ма Ва­си­лье­ви­ча Чест­ня­ко­ва: «Гля­ди впе­ред и по­ка­жи твои гре­зы, и по кра­со­те тво­их грез ты зай­мешь свое ме­сто… На­до, что­бы «гре­зы ис­кусств» бу­ди­ли в на­ро­де и доб­рые чув­ства, и доб­рую де­я­тель­ность». Твор­че­ству ху­дож­ни­ка по­свя­ще­на дис­сер­та­ция Га­ли­ны Не­га­но­вой «Фе­но­мен кра­со­ты в ду­хов­ном на­сле­дии Е. Чест­ня­ко­ва» (2007). Имя ху­дож­ни­ка не так хо­ро­шо зна­ко­мо ши­ро­ко­й публике, как име­на Сан­д­ро Бот­ти­чел­ли, Ван Дей­ка или Ва­си­лия Су­ри­ко­ва, что не от­ме­ня­ет на­уч­ных от­кры­тий в твор­че­стве по­след­них. Так, в ра­бо­те Ка­п­ла­но­вой С. Г. «Пси­хо­ло­ги­че­ский ана­лиз ра­бо­ты В. И. Су­ри­ко­ва над кар­ти­ной «Бо­яры­ня Мо­ро­зо­ва» (Москва, 1950) на ос­но­ве ана­ли­за на­брос­ков и эс­ки­зов да­ет­ся по­дроб­ное опи­са­ние твор­че­ско­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го про­цес­са со­зда­ния зна­ме­ни­той кар­ти­ны.


Все­го экс­по­зи­ция «Жи­во­пись как на­у­ка» пред­став­ля­ет 5 док­тор­ских и 62 кан­ди­дат­ских дис­сер­та­ций. Ра­бо­ты, пред­став­лен­ные на вы­став­ке — мно­го­том­ные из­да­ния с аль­бо­ма­ми при­ло­же­ний. Боль­шая часть дис­сер­та­ций име­ет хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки на­пи­са­ния: 1950—1990 гг., но есть и со­вре­мен­ные тру­ды.

Пострелова Т. А. Академия живописи Китая в X—XIII веках (Ленинград, 1969).

На выставке есть ра­бо­ты, по­свя­щен­ные от­дель­ным жан­рам, на­при­мер, кан­ди­дат­ская дис­сер­та­ция Фо­ми­че­ва Т. Д. «За­рож­де­ние бы­то­вой жи­во­пи­си в Ве­не­ци­ан­ском ис­кус­стве XVI ве­ка» (Ле­нин­град, 1968). В ра­бо­те на фак­ти­че­ских при­ме­рах по­ка­за­но, как бы­то­вая жи­во­пись воз­ни­ка­ла в рам­ках уже су­ще­ство­вав­ших жан­ров порт­ре­та, ал­ле­го­ри­че­ских и ми­фо­ло­ги­че­ских кар­тин. Ху­дож­ни­ки с на­пол­ня­ли свои про­из­ве­де­ния жи­вы­ми на­блю­де­ни­я­ми за ре­аль­но­стью, пе­ре­осмыс­ля­ли эти жан­ры, пре­вра­ща­ли их в бы­то­вую жи­во­пись. По­доб­ный ме­тод, вклю­ча­ю­щий ана­лиз мно­го­чис­лен­ных про­из­ве­де­ний, ис­поль­зу­ет­ся в це­лом ря­де трудов на вы­став­ке.


Ряд ра­бот по­свя­щен твор­че­ству от­дель­ных ху­дож­ни­ков, на­при­мер, кан­ди­дат­ская дис­сер­та­ция Ни­ку­ли­на Н. Н. «Не­ко­то­рые про­бле­мы твор­че­ства Пи­те­ра Брей­ге­ля Стар­ше­го». Это двух­том­ное на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние 1954 го­да, ко­то­рое име­ет пап­ку при­ло­же­ний с фо­то­гра­фи­я­ми кар­тин ху­дож­ни­ка. Око­ло по­ло­ви­ны дис­сер­та­ций на вы­став­ке по­свя­ще­ны и рус­ским ху­дож­ни­камКон­стан­ти­ну Ко­ро­ви­ну, Ва­лен­ти­ну Се­ро­ву, Алек­сею Сав­ра­со­ву. На­при­мер, ра­бо­та Ра­и­сы Ива­нов­ны Вла­со­вой «Ран­нее твор­че­ство К. А. Ко­ро­ви­на: (Стан­ко­вая жи­во­пись)» (Ле­нин­град, 1950) вклю­ча­ет все ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния ран­них стан­ко­вых про­из­ве­де­ний ху­дож­ни­ка. Ав­то­ром со­бра­ны раз­бро­сан­ные по мно­го­чис­лен­ным част­ным кол­лек­ци­ям кар­ти­ны, со­став­лен их ка­та­лог, изу­че­но боль­шое ко­ли­че­ство ар­хив­ных ма­те­ри­а­лов: пи­сем ху­дож­ни­ка, его чер­но­вых аль­бо­мов и вос­по­ми­на­ний. Бо­лее то­го, Ра­и­са Ива­нов­на лич­но встре­ча­лась и бе­се­до­ва­ла с со­вре­мен­ни­ка­ми Ко­ро­ви­на.

Не­сколь­ко дис­сер­та­ций раз­ви­ва­ют ре­ги­о­наль­ные те­мы: на­при­мер, ра­бо­та Ка­за­ри­но­вой Н. В. «Жи­во­пис­цы Перм­ско­го края кон­ца XVIII — пер­вой по­ло­ви­ны XIX ве­ка» (Ле­нин­град, 1990) или труд Сав­ки­ной А. А. «В. З. Пу­ры­гин и раз­ви­тие са­мар­ской пей­заж­ной жи­во­пи­си 1950—1980-х гг.» (Санкт-Пе­тер­бург, 2012). Как от­ме­ча­ет ав­тор во ввод­ной ста­тье, се­го­дня изу­че­ние ре­ги­о­наль­ной живописи яв­ля­ет­ся од­ним из при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний ис­кус­ство­ве­де­ния, но тен­ден­ции ис­кус­ства Са­ма­ры и По­вол­жья в це­лом преж­де не рас­смат­ри­ва­лись.

Об ин­те­рес­ной лич­но­сти на­по­ми­на­ет и дис­сер­та­ция Ни­ка­са Лео­нар­до­ви­ча Под­бе­ре­ско­го «Опыт при­ме­не­ния ак­ва­рель­ной жи­во­пи­си в ар­хи­тек­тур­ном про­ек­ти­ро­ва­нии и ме­то­ди­ке пре­по­да­ва­ния в ар­хи­тек­тур­ных ву­зах». Ни­кас Лео­нар­до­вич Под­бе­ре­с­кий (1874—1953) — ар­хи­тек­тор и ху­дож­ник-ак­ва­ре­лист, про­фес­сор Ле­нин­град­ско­го ин­же­нер­но-стро­и­тель­но­го ин­сти­ту­та, за­ве­ду­ю­щий ка­фед­рой ри­сун­ка и жи­во­пи­си. В Первую ми­ро­вую вой­ну ти­по­гра­фия Го­ли­ке и Виль­борг в Пет­ро­гра­де пе­ча­та­ла ви­ньет­ки Под­бе­ре­ско­го на от­кры­тых пись­мах Пет­ро­град­ско­го го­род­ско­го ко­ми­те­та, до­ход от ко­то­рых шел в поль­зу сол­дат и их се­мей.

Локк К. Э. Живописный портрет как источник антропологической информации (методические аспекты) (Москва, 2011)

Не со­всем обыч­на дис­сер­та­ция Лок­к К. Э. «Жи­во­пис­ный порт­рет как ис­точ­ник ан­тро­по­ло­ги­че­ской ин­фор­ма­ции (ме­то­ди­че­ские ас­пек­ты)» (Москва, 2011). Ее ав­тор по­ста­вил жи­во­пись на служ­бу сво­ей на­у­ке: при по­мо­щи порт­ре­та он вы­явил опи­са­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ных сло­ев на­се­ле­ния Рос­сии XVIII — на­ча­ла XIX ве­ка и раз­ра­бо­тал ори­ги­наль­ную ком­пью­тер­ную про­грам­му BMPtone, поз­во­ля­ю­щую по­лу­чать обоб­щен­ные порт­ре­ты.

Суж­де­ния о жи­во­пи­си не­пол­ны без нее са­мой — по­это­му ны­неш­няя вы­став­ка дис­сер­та­ций ста­ла, по­жа­луй, и са­мой кра­си­вой. А все, ко­го ожи­да­е­мо по­се­ти­ло вдох­но­ве­ние, мо­гут оста­вить от­зыв не со­всем обыч­ным спо­со­бомна моль­бер­те.

Все диссертации можно взять и почитать!

Tags: диссертации, живопись±графика, подборки для любования
Subscribe
Buy for 20 tokens
“Я выбираю свободу”, - сказал себе однажды московский журналист Александр Орлов, и уехал в Прагу. Именно там находится штаб-квартира известной еще со времен “Холодной войны” радиостанции, которая с тех пор превратилась в огромный медиа-холдинг с аудиторией сильно больше, чем население одной…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments