leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Книги живут. Мы помним


Фотография из архива В.Г.Распутина в РГБ

«Живи и помни» — название повести большого русского писателя, призывающее читателя не забывать своих корней, истории своей страны, теперь относится и к памяти о самом авторе. В ночь на 16 марта 2015 года Валентин Григорьевич Распутин ушёл из жизни, навсегда оставшись неотъемлемой частью отечественной литературы, культуры и государственности.

Последовательный «антилиберал», в последние годы он отдавал время и силы общественной и публицистической деятельности, не прерывая при этом творчества. И столь же последовательно Распутин на протяжении всей жизни писал о Родине: её судьбе, её людях, её прошлом и настоящем.

Выходец из крестьянской семьи, выросший в колхозной деревне, Распутин стал крупнейшим из представителей «деревенской прозы». В полную силу талант его раскрылся в повести «Последний срок» (1970). Это произведение, затронувшее многие нравственные проблемы и пороки общества, Распутин назовёт одним из главных в своём творчестве. Сюжет повести незамысловат: пятеро взрослых детей собираются у постели умирающей матери-старухи в деревне, в самой глубинке. Автор детально прослеживает поведение и ощущения каждого из персонажей.

В автобиографическом рассказе «Уроки французского» (1973) показано, как трудно в послевоенные годы давалось обычным крестьянским детям школьное образование. Глобальные нравственные проблемы, связанные с уничтожением «неперспективных» деревень, раскрыты в повести «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году появились рассказы «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи — век люби». Большой читательский интерес заслужила повесть «Пожар», её отличала острота и современность проблематики.

Более двух десятилетий Распутин тесно сотрудничал с журналом «Наш современник», печатал там свою прозу и публицистику. Среди многих его наград есть и Ежегодная премия этого журнала, которая присуждалась писателю шесть раз: в 1993–1995, 1997, 1999 и 2003 годах. А в 1994 году он получил премию журнала «Москва».

Перечислим некоторые его произведения, отмеченные журнальными наградами.

Сеня едет: Рассказы // Москва. 1994. № 7. С. 3–20.
Перестройка резко изменила уклад жизни сибирской глубинки. Большая часть населения новую жизнь воспринимает с трудом. Резкое материальное и социальное расслоение, массовое обнищание вызвали у людей чувство несправедливости происходящего, в свою очередь, породившее горькую обиду на властей предержащих. Многое вызывает у людей возмущение, приводящее к открытому противостоянию властям. Сельский житель Сеня, озабоченный падением нравственности, решил посвятить жизнь борьбе с этим процессом. Обитатели большого сибирского города подняли настоящий бунт в связи с отставкой губернатора («В одном сибирском городе»). Недовольным перестройкой в рассказах противопоставлены люди, вписавшиеся в новую действительность. Во-первых, это начинающие бизнесмены («Россия молодая»). Во-вторых, военные, подавляющие стихийные народные выступления, будь то в Сибири или у Останкинской телебашни в Москве. Первые очень стараются ощутить и проявить себя «крутыми», выделиться среди «обыкновенных» людей. Вторые в этих «обыкновенных», не дрогнув, стреляют.

В больнице: Рассказ // Наш современник. 1996. № 4. С. 24–42.
В самый разгар «перестройки» в бывшей ведомственной больнице делят палату два пенсионера, ранее входившие в состав «номенклатуры». Отчасти, действительно, из-за разницы во взглядах, отчасти чтобы заглушить страх, боль и тоску, они ожесточённо спорят о событиях, происходящих в стране. По иронии судьбы, тому из них, кто является сторонником радикальных перемен, предстоит тяжёлая операция. Другому же, способному видеть и ценить в прошлом хорошее и не одобряющему бессмысленных разрушений, назначено терапевтическое решение. Автор откровенно на стороне последнего. И именно ему, Андрею Петровичу, даёт возможность случайно в больничном саду повстречать подлинных «новых русских» — влюблённых, мечтающих обвенчаться на Валааме и всю жизнь трудиться на благо родины.

В ту же землю…: Рассказ // Наш современник. 1996. № 8. С. 3–21.
Пожилая Павла хоронит свою совсем уже старенькую мать на пустыре за городом, неподалёку от дома. За этим малозначимым событием писатель видит судьбы целых поколений россиян. Тяжёлую жизнь прожила в деревне Аксинья, в старости без прописки поселившаяся в городской квартире у дочери. Посуровела, зачерствела душой в городе Пашута, пройдя в столовых долгий путь от заведующей (в двадцать лет!) до посудомойки (к шестидесяти). Успела хлебнуть нужды пятнадцатилетняя Таня, приёмная внучка героини. Брошен начальством на произвол судьбы и убит бандитами совсем юный сотрудник правоохранительных органов Сергей. Все эти люди после перестройки стали в собственной стране бесправными и неимущими. Надеяться на земле им не на кого, и они интуитивно ищут пути в церковь.

Нежданно-негаданно: Рассказ // Наш современник. 1997. № 5. С. 7–28.
Супруги Поздняковы живут в приангарской деревушке, а их уже взрослые дети со своими семьями — в Иркутске. Однажды, навещая детей, Сеня, как до седых волос звали односельчане Позднякова, увидел в городе удивительно красивую девочку-нищенку. Супруги пригрели Катю, поселили в своём доме и фактически удочерили. Но однажды прямо к ним в дом явился с угрозами бывший «хозяин» ребёнка Ахмет. Он пришёл не один, был решительно настроен, вооружён. И вся русская деревня ничего не смогла ему противопоставить. Поняла всю безысходность ситуации и сама малышка.

Изба: Рассказ // Наш современник. 1999. № 1. С. 3–20; На Родине: Рассказ-быль // Там же. № 6. С. 9–20.
Центральная тема творчества и, по-видимому, не утихающая боль писателя — медленное угасание сибирских деревень. Рассказ-быль «На Родине», написанный от первого лица, знакомит с неспешным бытом небольшой приангарской деревеньки, с немногочисленными её обитателями. Автор с любовью живописует красоту и богатство края, тщательно фиксирует приметы «русского духа», сохранившиеся в мироощущении, поведении, особенностях взаимоотношений местных жителей. «Изба», названная автором рассказом, фактически — маленькая повесть. Полноценно реалистическое изображение событий органично сочетается здесь с небольшим элементом мистики, придавая метафоричность всему повествованию. Действие происходит в тех же местах, на Ангаре. Жители мучительно переживают необходимость покинуть родные деревни, которые подлежат затоплению в связи со строительством Братской ГЭС. Изба главной героини олицетворяется и становится, наряду с другими персонажами, частью старого, уходящего мира.

Дочь Ивана, мать Ивана: Повесть // Наш современник. 2003. № 11. С. 3–100; Рецензия: Быков Дмитрий. Зори над распутьем // Новый мир. 2004. № 4. С. 164–167.
В основе сюжета лежит история женщины из сибирского города, которая застрелила насильника своей несовершеннолетней дочери. Как и всегда у автора, за внешними событиями лежит глубокий нравственно-философский пласт. В застойные годы в городе на Ангаре крестьянская дочь Тамара Ивановна обжилась и создала крепкую трудовую семью: муж-шофёр, сын и дочь, сама — труженица. Начавшаяся в стране перестройка обрушила на эту семью испытания, ударив по самому слабому звену. Сбилась с пути и стала жертвой насильника шестнадцатилетняя Света. В этой ситуации Тамара Ивановна выступила главной защитницей не только своих домочадцев, но и самого феномена семьи. Силы при этом она черпала в своих деревенских корнях, в убеждениях и нравственных установках, полученных в детстве. А надежды на будущее связывала с сыном, названным ею в честь своего отца Иваном.

Чтобы закончить разговор о премиях, следует упомянуть, что в 2007 и 2008 году авторам лучших рассказов «Нашего современника» присуждалась премия имени Распутина. Но Валентин Григорьевич был скромен, официальная слава ему претила. Незадолго до смерти он высказал пожелание, чтобы его именем не называли ни улиц, ни заведений — «только, может быть, библиотека или школа». А литературная награда уже в 2009 году по просьбе самого Распутина была переименована в честь Л.М.Леонова.

Источником этих сведений послужил рекомендательный библиографический ресурс РГБ «Премии отечественных литературно-художественных журналов: 1990–2009».

В главной библиотеке России хранятся 364 книги — произведения Валентина Распутина, посвящённые ему исследования и статьи.


Всегда рады новым друзьям в ЖЖ, зафрендить нас можно ТАК. В РГБ создан ещё один справочник на ту же тему — «Литературные премии России». Предыдущая публикация — о том, чем необычен архив Валентина Распутина.
Tags: периодика, представляем книгу, современная литература, списки литературы
promo leninka_ru 16:10, thursday 16
Buy for 10 tokens
Все привыкли к упоминаниям «музейного квартала» на Волхонке, но мало кто осознаёт, что сразу после него начинается «библиотечный квартал»: целая улица библиотечных зданий, самое известное из которых, конечно — Пашков дом. В начале года к ним прибавилось ещё одно под…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments