leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Из новых поступлений этой недели. Выпуск 9

Книги ждут вас в свободном доступе до субботы включительно. Альбомы по искусству, педагогическая литература от мусульманского воспитания до системы Монтессори, тома о музыке и музыкантах, а также издательские курьёзы тиражом в 20 экземпляров.

Музей книги:

Караваев, Алексей. 4 истории: Как издавали фантастику в СССР / Дизайн Г.Кафтановой. — Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2015. — 268 с.: ил., цв. ил. ; 29 см. — Тираж 1000 экз. — ISBN 978-5-98424-188-5.
Из предисловия: Последние несколько лет заметен некоторый ренессанс советской фантастики. Цифруют старые журналы и книги, издают малотиражными изданиями редкие тексты. Появились даже издательства, специализирующиеся на подобной литературе. Пожелаем им всем удачи — ибо не дело забывать собственную историю.
Электронная революция последнего десятилетия вернула многие тексты читателю. <...>
Гораздо хуже обстоит дело с художниками. Их забывают, уходят из памяти шарм и стилистические особенности советских журналов с яркими, самобытными, совершенно порою замечательными иллюстрациями к фантастическим произведениям.
Каждый советский журнал имел свой стиль. Невозможно было спутать по оформлению фантастических публикаций журналы большой тройки: «Технику — молодёжи», «Знание — сила» и «Вокруг света». У каждой редакции был свой подход, свое видение иллюстраций.
Более того, этот стиль с годами менялся, и следить за этими изменениями безумно интересно.
Не отставали и книги. Любимейшая серия «Библиотека приключений и научной фантастики», или просто «рамка», за годы своего существования несколько раз меняла название, формат и элементы оформления.
Очерки «Как издавали фантастику в СССР» изначально были нацелены на то, чтоб показать или напомнить — в зависимости от возраста читателя — визуальную сторону оформления книг и журналов. Как менялись обложки, какими были заставки, как художники превращали тексты в образы космических кораблей, невиданных городов или стремительных автомобилей. Как отражалась в фантастических иллюстрациях история нашей страны.
В результате и получилась эта «книжка с картинками».
Книга не претендует на академичность и тем более на полное раскрытие заявленной темы. Это всего лишь очерки, и по теме каждого из них можно написать полновесную книгу, а то и две. Я питаю наивную надежду, что когда-нибудь сыщется профессиональный и вдумчивый исследователь, а лучше команда энтузиастов, которая перешерстит архивы, и мы получим, в конце концов, «Историю советской фантастики», со всеми её удачами и падениями. Или «Историю журнальной фантастики». Или томик «Советские художники-иллюстраторы фантастических произведений».


Цитата: В самом конце февральского номера анонимно, очевидно от лица редакции, был опубликован материал «В мире бредовой фантастики», где разоблачалась и осуждалась антинародная сущность буржуазной фантастики.
«Перед нами десятки книжек с красочными обложками, с крикливыми названиями, с бойкими рисунками. Это сборники фантастических романов, рассказов и повестей, которые при миллионных тиражах предприимчивые издатели выбрасывают на книжный рынок Америки. Откроем любую из этих книжек. Со страниц глянет страшный мир, словно нарисованный воображением сумасшедшего, — мир бредовой фантастики. Маразм, растление, боязнь сегодняшнего дня, ужас перед грядущим, всё, чем неизлечимо болен капитализм, — всё это отчетливо запечатлелось здесь». Статья сопровождалась карикатурой — ей отдали третью страницу обложки — и стихами:

Объят горячкою военной,
Грозится мистер всей вселенной.
Здесь всё решает пистолет.
Линчуют негров всех планет.

Здесь мир стремится к вырожденью,
И призраки из книжек прут,
И робот человека тут
Умней, по авторскому мненью.

Зачем же делают ретиво
Всё это мерзостное чтиво?
Весь этот страшный бред — защита
Звериной власти Уолл-стрита.

Поразительной художественной силы строки.
Словно в противовес упаднической американской фантастике, которую тогда в СССР никто в глаза не видел, редакция начала с мартовского номера публикацию повести Владимира Немцова «Золотое дно», рассказывающей о буднях нефтедобывающего промысла.




Отдел рукописей. Отдел нотных изданий и звукозаписей. Отдел изоизданий:

Органы России : Энциклопедия / Е. Д. Кривицкая. — Москва; Санкт-Петербург: Центр гуманитарных инициатив, 2012. — 192 с. — Имеется электронная копия. — ISBN 978-5-98712-097-2.
Издательская аннотация: В энциклопедии представлена панорама органной культуры России XXI века в контексте светской концертной жизни и богослужебной практики в стране. Даны исторические сведения о развитии органного инструментария России от древнейших времен до наших дней, собрана информация по всем регионам страны о местонахождении и состоянии инструментов, приведены описания и диспозиции более чем 140 духовых органов, действующих на территории от Владивостока до Калининграда. Произведена систематизация не только инструментов, но и учебных заведений, где существуют сейчас классы по специальности «Орган». Красочные фото дают наглядное представление о концертных залах и храмах, о дизайне и технологических деталях органов.


Альфред Шнитке : статьи, интервью, воспоминания о композиторе : [сборник / авт.-сост.: Андрей Хржановский]. - Москва : Arcadia; издатель М. А. Троянкер, 2014. — 508, [12] с. : ил., цв. ил., портр., факс., ноты ; 30 см. — ISBN 978-5-9905977-0-9.
Издательская аннотация: Музыка Альфреда Шнитке давно стала достоянием мировой культуры, а его личность и судьба вызывают непреходящий интерес.
В этой книге о Шнитке вспоминают его коллеги — композиторы С.Губайдулина, Г. Канчели, В.Мартынов, С.Слонимский... Исполнители его музыки — Ю.Башмет, Н.Гутман, Г.Кремер, Г.Рождественский, М.Ростропович... Актеры и режиссеры, с которыми сотрудничал Шнитке — Э.Климов, Ю.Любимов, А.Митта, Ю. Норштейн, С.Юрский... Друзья — академики РАМН Л.Рошаль, А.Потапов и многие другие. Значительная часть воспоминаний написана специально для этого издания и публикуется впервые.
В книгу включены также малоизвестные тексты самого А.Шнитке — статьи, интервью, позволяющие судить о композиторе как о выдающемся теоретике и оригинальном мыслителе.
Ряд фотографий, помещенных в книге, публикуется впервые.
Книга предназначена всем, кому небезразличны судьбы отечественной культуры.
Открыть первую страницу содержания


Исакофф, Стюарт. Музыкальный строй / пер. с английского Л. Гайкина. — Москва: Издательство ACT: CORPUS, 2016. — 280 с.
Издательская аннотация: Далеко не все меломаны знают, что привычный звукоряд современной фортепианной клавиатуры в своё время считался преступлением против бora и природы, а споры о нём занимали таких философов и учёных, как Пифагор, Платон, да Винчи, Ньютон и Руссо. Начиная со времён античности и вплоть до века Просвещения соотношения между нотами музыкальной гаммы воспринимались как ключ к познанию устройства Вселенной. Автор этой книги, Стюарт Исакофф, доступно и увлекательно рассказывает о спорах и конфликтах вокруг музыкальных настроек, помещает их в контекст истории искусства, философии, религии, политики и науки. Изобретение современной системы настройки, известной как равномерная темперация, поставило под сомнение представления, незыблемые на протяжении почти двух тысячелетий, — а с другой стороны, привело к появлению великой музыки Бетховена, Шуберта, Шопена, Дебюсси и других композиторов. Читать бесплатный фрагмент на Литресе (требуется регистрация)


Текст с оборота титульного листа: Оригинальное издание опубликовано издательством Century в 2006 году
Авторское право — для лузеров ©ТМ
Вопреки собственному здравому смыслу Бэнкси отстоял право называться автором данной книги, дарованное ему Законом «Об авторском праве, промышленных образцах и патентах» 1988 года. Авторы и издатель приложили все мыслимые усилия, чтобы получить разрешение обладателей авторского права, и приносят извинения за какие-либо упущения или ошибки в перечислении лиц, которым они обязаны.


Картины войны : Альбом / предисл. И.Н.Новикова. — СПб.: Издательство «Аврора», 2015. — 140 с.; 347 ил. — ISBN 978-5-7300-0914-1.
Издательская аннотация: В 1916–1917 годах Петроградским Товариществом Р. Голике и А. Вильборга были выпущены в свет 4 издания Главного Управления Генерального Штаба — фотоальбомы «Картины войны». Они были изданы минимальным тиражом и должны были допечатываться на заказ. <...>
На фоне грянувшей Февральской революции и последовавшего за ней октябрьского переворота, поставившего точку на пути русских воинов к победе, издания эти растворились в насущных проблемах расколовшегося на части общества. <...>
...Переизданные альбомы «Картины войны», единственный известный экземпляр которых чудом сохранился в библиотеке Генерального Штаба Вооружённых сил России, займут достойное место в библиотеках и вызовут отклику людей, интересующихся событиями столетней давности.
Несколько фотографий из альбома


Альбрехт Адам. Русский альбом / сост. Б. И. Асварищ, Г. В. Вилинбахов ; вступ. ст. Б. И. Асварища ; авт. коммент. Г. В. Вилинбахов, Р. Г. Григорьев ; пер. с нем. Т. А. Граблевской. — Москва: Кучково поле, 2016. — 43, 1 с., 84 л. цв. ил.; 25x32 см. — ISBN 978-5-9950-0540-7: 1000 экз. — В издание включён фрагмент воспоминаний А.Адама «Из жизни художника-баталиста».
Из предисловия: В своё время Адам был весьма знаменит, но сегодня его имя мало что скажет кому-либо, кроме историков немецкого искусства первой половины ХIХ века. Здесь нет ничего случайного. Адам — один из тех бесчисленных «малых» мастеров, в чьих работах при всем желании не обнаружишь высших достижений человеческого духа, особенного взлета творческого начала. Их упоминают обычно лишь в связи с чем-то конкретным, имеющим непосредственное отношение не к искусству вообще, а к тем или иным его периодам, к отдельным, существенным дляузких специалистов моментам. Но зато их произведения чрезвычайно удобны и убедительны для иллюстрирования разного рода умозрительных построений или определенных исторических трудов. Естественно появление работ Адама на таких концептуальных выставках, как «Мир и война глазами художника»; да и нет, пожалуй, ни одного иллюстрированного издания, посвященного Отечественной войне 1812 года, без воспроизведений картин или литографий Адама. <...>
Картины художника на сюжеты русского похода пользовались спросом, их охотно заказывали и покупали. ...Во всём, что касалось русской темы, репутация очевидца обеспечивала ему безусловное предпочтение заказчиков и покупателей. Наверно, для зрителей не было лучшей рекомендацией аутентичности изображенного на его картине, выставленной в дрезденской Академии художеств в 1818 году, чем указание в каталоге после названия «Эпизод битвы под Москвой» (так обычно в Европе именовали Бородинское сражение) — «Зарисовано с натуры и позднее исполнено Адамом... бывшим тогда в свите сегодняшнего герцога Лейхтенбергского».
Бородино Адам писал неоднократно. <...> Наряду с крупноформатными, панорамными композициями успехом пользовались небольшие полотна с изображением эпизодов, чей драматизм особенно привлекал зрителей: «Смерть генерала Коленкура во время атаки батареи в битве под Москвой», «Смерть графа Карла Витгенштейна при Бородино», и они неоднократно повторялись. Когда Адам умер, в его мюнхенской мастерской на мольберте стоял незаконченный очередной вариант «Смерти Витгенштейна». Но особенно выразительно Бородино после сражения с неубранными погибшими солдатами и брошенными лошадьми. Постепенно художник осознавал истинный трагизм войн. В 1852 году он написал то, очевидцем чего не был, возвращение армии из России. Картина «Конец» (французский кирасир с изможденной лошадью в бескрайней, излучающей холод снежной пустыне бредёт мимо замерзших солдат и лошадей) — не спекуляция на расхожем в середине XIX века сюжете, выбивающем слезу у зрителя, а горький итог размышлений не только о русском походе.
За 93 дня марша до Москвы Адам сделал более 300 рисунков. Эту цифру, вероятно, со слов самого Адама приводит его первый биограф. Сначала преобладали почти законченные, аккуратно, со многими деталями проработанные акварели. Но постепенно, по мере возрастания тягот похода, их сменили быстрые наброски тушью или карандашом, а нередко, о чём без лишней скромности он вспоминал, под артиллерийским обстрелом приходилось довольствоваться быстрыми, а иногда беглыми зарисовками для памяти. <...> «В 1815–1825 годы наряду с другими работами выполнил я для принца Евгения по собранным в России рисункам нечто вроде живописного дневника — альбом воспоминаний о русской войне — 83 изображения маслом на бумаге».
В альбоме Адама... тенденциозной ретроспекции нет. Он предназначался лишь узкому кругу семьи и приближенных Богарне. Других зрителей не было. Самому Богарне, что по-человечески понятно, было интересно вспоминать меняющиеся день за днем пейзажи, экзотические ночлеги под открытым небом, живые сценки, разыгрываемые маркитантками, солдатами и офицерами его корпуса, деревни, местечки, переправы через реки, сражения, где он сразу же находил себя среди штабных офицеров или рядом с Наполеоном. К тому же Богарне не нуждался в изощрённых композициях, изысканностях рисунка или особенных колористических эффектах. Он хотел лишь видеть и узнавать то, что было с ним и непосредственно вокруг него... <...>
«Русский альбом» А. Адама поступил в Государственный Эрмитаж в сандаловом ларце, сделанном в 1844 году мюнхенским краснодеревцем Францем Фортнером, богато украшенном металлическими и перламутровыми накладками, инкрустациями, гравировкой и росписями.
В нем находились 83 изображения маслом на бумаге (82 одинакового размера — 21x30 см и одно — № 65 — 27х29 см), наклеенные на картонные рамки с названием на французском языке.
В историческом комментарии к изображениям использованы воспоминания офицера итальянской королевской гвардии Цезаря Ложье... и генерала П. П. Коновницына...
Полностью «Русский альбом» публикуется впервые.

Несколько страниц альбома (pdf)



Общественные науки — история, социология, политология, культурология, психология, антропология...:


Книга в Google Books (защищена авторским правом)

Философия. Религия:

Бойко, Михаил Евгеньевич (1979–). Боль: введение в алгософию : tractatus algosophicus / Михаил Бойко. — Москва: Летний сад, 2016. — 145 с., портр.; 19 см. — (Современная русская философия / Каф. философской антропологии Философского фак. МГУ им. М. В. Ломоносова). — На пер. авт. не указан. — Библиогр.: с. 141-145. — ISBN 978-5-98856-243-6: 300 экз.
Издательская аннотация: Книга посвящена философским проблемам познания боли. С завораживающей теоретической смелостью автор доказывает, что боль есть фундаментальный экзистенциал: именно боль образует самые бесспорные границы человеческой реальности, и всё наполнение человеческой психики — это либо боль, либо модификации боли. Эту систему воззрений автор называет «алгософией». Автор постулирует существование влечения к боли, которое олицетворяет концептуально-метафизический персонаж — Алгос. Эту сущность автор считает более могучей и важной для человеческого самопознания, чем Эрос и Танатос. Подобно Вергилию, автор проводит читателя по всем кругам Царства Алгоса, привлекая обильный материал из истории философии, психологии, психоанализа, антропологии, культурологии и литературоведения. Привычному воззрению на боль как на неизбежное зло автор противопоставляет взгляд на боль как на высшую ценность.
Книга адресована всем, кто хоть раз задумывался о смысле человеческой боли и страдания.



Филологические науки. Искусство:

Газали, Мехди. Сказание о Кербеле / пер. с перс. М. Эмами. — Москва: Садра, 2016. — 335 с., ил.; 22 см. — (Коллекция мудрости). — Библиогр. в конце разд. — ISBN 978-5-906016-87-4: 500 экз.
Издательская аннотация: Гибель Имама Хусейна, внука Пророка Мухаммада, в сражении при Кербеле в 680 г. — одна из самых трагичных и памятных страниц истории ислама. Меньше полувека понадобилось мусульманской умме, чтобы после смерти Посланника Аллаха свернуть с праведного пути и отдать власть над халифатом в руки нечестивых узурпаторов — Муавийи ибн Суфйана и его сына Йазида. Хусейн, сын Имама Али и внук Пророка, стал одним из немногих, вставших на защиту чистого ислама, лидером тех, кто заплатил своими жизнями за торжество истины.
Предлагаемая читателю книга «Сказание о Кербеле» написана известным иранским писателем Мехди Газали, директором Фонда поддержки поэзии и малой прозы и автором ряда изданий, посвященных трагедии Кербелы. Эта книга, состоящая из девяти глав, рассказывает о главных действующих лицах тех событий: Имаме Хусейне, его семье, сподвижниках и противниках, позволяя читателю увидеть историю глазами её непосредственных участников.
Предназначается для широкого круга читателей.


Шитенбург, Лилия Леонидовна (1969–). Труппа Её Величества. — Санкт-Петербург: Сеанс, cop. 2016 — 318, 1 с. ил., портр.; 21 см — Указ. — ISBN 978-5-905669-22-4: 500 экз.
Издательская аннотация: «Труппа Её Величества» — первый выпуск серии актёрских портретов, написанных театроведом, критиком журнала «Сеанс» Лилией Шитенбург. В книгу вошли семь ярчайших представителей британской актёрской школы. Среди них классики, наследие которых изучают в театральных академиях: Алек Гиннесс, Питер О'Тул, Том Кортни, Мэгги Смит, и сверхпопулярные звёзды современности — Колин Ферт, Бенедикт Камбербатч и Мартин Фриман. Автор обстоятельно пишет о пути, пройденном каждым из её героев в театре и кино.

Кабинет библиотековедения. Центральный справочно-библиографический фонд:


Физико-математические науки. Естественные науки. Технические науки:

Русское деревянное. Взгляд из XXI века: каталог выставки: в 2 т. / сост.: И. В. Чепкунова. — Москва : Кучково поле , печ. 2015. — 29 см.
Т. 1. Архитектура XIV-XIX веков. — 302, 1 с.ил., портр., цв. ил. — Указ. — Библиогр.: с. 296–297. — ISBN 978-5-9950-0566-7: 1000 экз.
Т. 2. Архитектура XIX-XXI веков. — 303 с. ил., портр., цв. ил. — Указ. — Библиогр.: с. 300. — ISBN 978-5-9950-0574-2: 1000 экз.
Издательская аннотация: Книга «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» позволяет проследить, как видоизменялась деревянная архитектура в России на протяжении истории, как развивалось изучение деревянного зодчества, как приходило осознание необходимости его сохранения, консервации и реставрации. Деревянная архитектура стала неотъемлемым символом русской культуры, и интерес к исследованию её истории и перспективам развития с каждым днем возрастает.
Архитектурная графика, чертежи, макеты, фотографии, предметы декоративно-прикладного искусства и архивные материалы первого тома рассказывают о первых экспедициях и исследователях древнерусского зодчества, о музеях под открытым небом, о храмовой и народной архитектуре, почти утраченной к сегодняшнему времени.
Издание подготовлено совместно с Музеем архитектуры им. А. В. Щусева, а также историко-архитектурным и этнографическим музеем-заповедником «Кижи».
Страницы из книги (pdf); глава «„Новая дача“: поселки советской интеллигенции 1920–1950-х годов»

Экономика. Право. Отдел официальных и нормативных изданий:

Букин, Сергей Олегович. Банки в условиях коррупции. — Москва: Эдитус, 2016 — 590 с.; 21 см. — Библиогр.: с. 589–590. — ISBN 978-5-00058-368-5: 20 экз.



Издания на иностранных языках:

Еженедельно от 400 до 800 новых книг 2016 года и предыдущих лет ждут вас в ЗНП — зале новых поступлений Российской государственной библиотеки. Каждый понедельник сотрудники полностью меняют экспозицию и выкладывают следующую порцию. Книги в ЗНП не надо заказывать, ждать и отмечать в контрольном листке, они стоят на стендах в открытом доступе. Подходите к «своему» стенду, как в книжном (Филология, Философские науки, Физико-математические науки, Общественные науки, Экономика, Право...), изучаете обложки, забираете всё, что понравилось, и уносите читать. Три стенда занимают «Издания на иностранных языках». Есть отдельный стенд «Издания специализированных фондов», именно сюда попадают самые свежие книги, которые затем будут переданы в отделы ИЗО, русского зарубежья, музыкальный и т.п. В ЗНП приходит научная и научно-популярная литература, беллетристики или детских книг здесь нет.

Многие читатели ходят в ЗНП еженедельно, оценив, насколько удобно там получать самые свежие издания по своей отрасли. И выносить на копирование эти книги тоже разрешено, центр репрографии совсем рядом.

Зал новых поступлений открыт со вторника по субботу с 9:00 до 20:00, а в понедельник, когда меняется экспозиция, — с 12:00 до 20:00. Находится довольно близко от входа в библиотеку: поднимитесь по мраморной лестнице, пройдите через ротонду, выйдите на деревянную лестницу и спуститесь на один этаж.

Приглашаем к взаимной дружбе
Tags: зарубежная литература, новые книги РГБ, современная литература, только в наших читальных залах, цитации
Subscribe

Posts from This Journal “новые книги РГБ” Tag

promo leninka_ru december 25, 16:01 107
Buy for 10 tokens
Вы уже составили себе план походов в кино и домашних сеансов на 1–8 января? Проверьте, все ли свежие экранизации и вообще фильмы 2017 года, связанные с книгами и литературой, вы успели посмотреть. Кто был в роли зрителя — обращайтесь к книгам, читатели книг — включайте кино и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments
Спасибо за пост!
И позволю себе выразить три пожелания.
Датировать пост. У предыдущего точно такое же название...
Наглядность не отрицает списка...
И в конце месяца делать дайджест...
Я уверен, что это вам самим пригодится...