leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Из новых поступлений 21–26 ноября. Выпуск 32

Быстрый переход к рубрикам: Спецфонды | Общественные науки, философия, психология | Филология. Искусствознание | Естественные науки | Технические и физико-математические науки. Экономика. Право

На этой неделе в читальном зале лежат циклопические тома, я по одному переносила их к месту съёмки и обратно на стенды! Много книг «Лимбус пресс» — спасибо издательству, которое не пренебрегает обязательным экземпляром. Прибыл очередной Трамп и сразу отправлен в подсобный фонд, предвидим, что эту книгу будут спрашивать часто. Два больших изобильных иллюстрациями тома об архитектурном модерне, северном и петербургском, ещё несколько значительных книг об архитектуре — от окситанских церквей до сталинского ампира, изумительные авангардные киноплакаты первой трети ХХ века. Впечатляющей величины справочники по высшему чиновничеству России и генеалогии владетельных домов Европы. От последнего я выложила любопытные приложения: из них явствует, что Екатерина II — «не такая уж и немка», несколько русских литераторов были Рюриковичами, Бисмарк имел русские корни, граф де Бюсси и граф де Монсоро состояли в родстве, то же самое можно сказать о Людовике XIII и кардинале Ришельё... 18-й том писем Максима Горького (всего планируется 24 тома — это только эпистолярное наследие). Впервые на русском языке — полное собрание сочинений мужа святой Елены, императора и писателя, «жизнь которого была подобна песне, а смерть — притче». В выпуске 59 изданий, в полном списке за 2 недели — 1693 записи.

Спецфонды — ИЗО, нотных изданий, центральный справочно-библиографический, Кабинет библиотековедения:

[Спецфонды]
Добровинский, Александр. Процесс о трёх миллионах = The three million trial: коллекция плакатов Александра Добровинского. — Москва: Еврейский музей и центр толерантности, 2015. — 197 с. цв. ил.; 29 см. — Текст парал. англ. — Данные тит. л. частично парал. англ. — ISBN 978-5-905110-58-0.
Сведения о книге: Издание подготовлено к одноимённой выставке, проходившей в Еврейском музее и центре толерантности в 2015 году.
Из вступительного текста: Работа над киноплакатами стала полем для экспериментов: применяя методы конструктивизма, художники стремились «оживить» афишу, передать настроение фильма, сделать изображение динамичным. Они закладывали в основу композиции плаката чёткие прямые линии, концентрические окружности, пересекающиеся плоскости.
Плакаты служили своеобразным парафразом кинематографических техник, используемых режиссёрами: нестандартный угол освещения, искажение пропорций, съёмка с малых расстояний. Широко распространился коллажный метод, перекликавшийся с работами представителей сюрреалистического движения в Европе и ставший графическим отражением техники киномонтажа, которую разрабатывали Сергей Эйзенштейн, Дзига Вертов, Лев Кулешов. Художники-плакатисты комбинировали человеческие фигуры с изображениями предметов, переворачивали персонажей фильма вверх ногами, линиями контрастных цветов обводили силуэты, отчего создавалось впечатление, будто их в спешке вырезали из бумаги и наклеили на уже готовый плакат. По словам братьев Стенберг, перед ними стояла задача сделать плакат настолько броским, чтобы он мог «остановить даже торопящегося прохожего».
[Читать далее]
В первой половине 1920-х годов в кинопрокате СССР доминировали зарубежные картины. Поначалу они практически не подвергались цензуре; советский зритель увидел экспрессионистский триллер Роберта Вине «Пляска нервов», «Испанскую танцовщицу» со звездой Голливуда Полой Негри, авантюрные комедии с Максом Линдером. Чтобы привлечь внимание аудитории, художники делали на плакатах пометку «американский фильм» или выделяли имена исполнителей главных ролей...
Однако к тридцатым годам расстановка сил изменилась, и на рынке появились фильмы отечественного производства. Зажглись первые звёзды отечественного кино...
...Успех картины напрямую зависел от портретов известных и любимых актеров на афишах. Но характерной особенностью советского авангардного киноплаката было то, что лица и фигуры исполнителей главных ролей далеко не всегда занимали на нём главенствующее положение. Они не определяли композицию, а подчинялись общему художественному замыслу. В центре плаката могла располагаться геометрическая фигура или рисунок предмета; персонажи фильма изображались с необычных ракурсов, порой их головы словно парили в воздухе отдельно от туловищ, художники смело нарушали природные пропорции тела. Более того, на некоторых интересных киноплакатах 1920-1930-х (например, на плакате к фильму «Два броневика»), и вовсе нет людей.
Впрочем, даже если портрет актёра находился в центре композиции, художник не стремился приукрасить его в угоду публике, а напротив, делал гротескным, пугающим, порой даже уродливым. Эмоции на лицах изображались преувеличенными: радость передавалась широкой улыбкой, страх — вытаращенными глазами, ненависть — крепко стиснутыми зубами. Сами лица раскрашивались в яркие, неестественные цвета: оранжевые губы, фиолетовые зрачки, зеленоватая кожа. При этом выбор палитры почти всегда зависел от художника — члены съёмочной группы не вмешивались в процесс работы над афишей к фильму. Таким образом, в эпоху чёрно-белого кино именно создатели киноплакатов решали, в какие цвета раскрасит монохромную картинку зрительское воображение.
Сроки на производство каждого плаката всегда были сжатые: нередко художник, посмотревший новый фильм в три часа дня, должен был подготовить афишу уже к следующему утру. Если речь шла о зарубежной картине, времени порой не хватало даже на её просмотр: художника знакомили с рекламными материалами или вкратце пересказывали сюжет и давали характеристики главным героям. На основе этой скудной информации появлялись произведения искусства, большую часть которых, увы, ждала печальная судьба: после того как прокат фильма заканчивался (через три-шесть недель), почти весь тираж киноплакатов уничтожали. <...>
«Рекламкино» успело выпустить тысячи уникальных афиш, пусть жить им изначально полагалось всего около месяца. И хотя количество сохранившихся до наших дней киноплакатов исчисляется лишь сотнями, каждый из них даже спустя десятилетия остаётся шедевром авангарда.

Четыре киноплаката из каталога:
Михаил Длугач. Тайна маяка. 1925:

Михаил Длугач. Её каприз. 1927:

Михаил Длугач. Раба. 1928:

С.Минин. В большом городе. 1928:


Лисовский, Владимир Григорьевич. Северный модерн: национально-романтическое направление в архитектуре стран Балтийского моря на рубеже XIX и XX веков / Владимир Лисовский; Науч.-исследовательский ин-т теории и истории архитектуры и градостроительства. — Санкт-Петербург: Коло, 2016. — 516, 1 с.: ил.; 24 см.; ISBN 978-5-4462-0020-7: 1500 экз. | Аннотация, содержание, примеры страниц и иллюстраций на bair-books.com


Агамов, Александр Матвеевич. Династии Европы, 400–2016: полная генеалогия владетельных домов / А.М.Агамов. — Москва: URSS: ЛЕНАНД, 2017 (cop. 2016). — 1117 c.; 25 см. — Библиогр.: с. 1106–1112. — ISBN 978-5-9710-3935-8.
Издательская аннотация: Информационную основу уникального издания составляют осуществлённые в последние десятилетия зарубежными и отечественными историками и генеалогами архивные и источниковедческие исследования, а также редкие малотиражные публикации, увидевшие свет в странах Европы в XVII–XX веках. Справочник впервые делает доступным для российского читателя актуальный свод знаний о происхождении, датах жизни, владельческом статусе, духовных титулах и крестильных именах и прочее для более чем 45 тысяч членов правящих домов Европы с начала эпохи Средневековья и до наших дней.
Данное издание будет полезно историкам, переводчикам и комментаторам научной литературы и исторических мемуаров, энтузиастам исторической генеалогии.
Полное содержание, текст от автора, сведения об авторе на urss.ru
Некоторые приложения и примеры страниц:






[Общественные науки, философия, психология]
Общественные науки, философия, психология:

Юлиан; имп. рим. (331–363) = Julianus. Полное собрание творений / Император Юлиан; сост. Т.Г.Сидаш; пер.: Ю.Г.Бутаев и др. — Санкт-Петербург: Квадривиум, 2016. — 1083 с., 1 л. портр. ил.; 21 см. — (Seria Hellenica). — ISBN 978-5-7164-0697-1: 500 экз.
Издательская аннотация: Творчество императора Юлиана — блестящего полководца, талантливого государственника, отменного литератора, несомненного мистика и влюблённого в эллинское язычество богослова — является одним из значительнейших событий IV века в истории Европы. В жизни этого человека символичным было всё: он был первым из византийских императоров, рождённым в Константинополе, племянником равноапостольного Константина и мужем св. Елены; он погиб в Персии, соревнуя деяниям Александра, от руки изменника. Его жизнь была подобна песне и смерть — притче. Тем более удивительно, что он завещал потомкам не только саги о своих подвигах, но и довольно значительный корпус сочинений, с полным собранием которых русский читатель получает возможность сейчас познакомиться впервые. Книга снабжена обширными приложениями, которые знакомят читателя с документами, помогающими понять творчество Юлиана в контексте эпохи. Для историков, религиоведов, философов, любителей античной словесности.
[Раскрыть содержание]Содержание:






[Раскрыть описание и оглавление]
Назаров, Александр Николаевич. Путешествия как метод постижения бытия: монография / А.Н.Назаров. — Москва: Университетская кн., 2016. — 181 c.; 21 см. — (Туристика: монографические исследования/ Российская международная акад. туризма). — Библиогр.: с. 177–181. — ISBN 978-5-98699-188-7.
Содержание:




[Раскрыть аннотацию, ссылки, содержание]
Любознательный учёный и пытливый исследователь Эрик Вейнер пускается в путешествие по странам и столетиям, чтобы выяснить, почему в некоторых местах в разные эпохи расцветал творческий гений. По ходу дела он узнает, как гениям благоприятствуют неразбериха и хаос, отчего нам хорошо думается во время ходьбы, чем устрицы помогли шотландскому Просвещению и почему без чумы не началось бы Возрождение. Вейнер ходит по тем же дорогам, что и древние афиняне, современники династии Сун и обитатели нынешней Кремниевой долины, спрашивая себя, что витает в воздухе этих мест и можем ли мы повторить это там, где проживаем сами?
| Первые 42 страницы на litres.ru (понадобится регистрация) | Фрагмент главы «Гений заразителен: Вена на кушетке» на afisha.ru
Содержание:



[Раскрыть описание и содержание]
Орлов, Игорь Иванович. Богословие в камне. Укрепленные церкви Окситании X–XV вв. / И.И.Орлов; Московская государственная художественно-промышленная акад. им. C.Г.Строганова. — Москва: МГХПА им. С.Г.Строганова, 2016. — 515 с. ил.; 21 см. — Библиогр.: с. 504–515. — ISBN 978-5-87627-138-9: 200 экз.
Содержание:


[Филология. Искусствознание]
Филология. Искусствознание:

Из аннотации издательства: В работе Владимира Паперного, название которой давно стало в искусствознании общеупотребительным понятием, на примере сталинской архитектуры и скульптуры исследуются смысловые и стилевые особенности тоталитарной культуры. Издание снабжено многочисленными иллюстрациями.
Текстовая, без иллюстраций версия одного из предыдущих изданий (pdf) на paperny.com
[Раскрыть пример разворота]Пример разворота:



В книгу вошли выдержки из дневников, записных книжек и писем Л.Н.Толстого о молитве, сами молитвы, рассуждения о Боге и человеке, о законах духовной жизни, на основании которых великий писатель создавал свои молитвословия. Объединённые одной мыслью, выбранные места прочитываются как единый целостный богословский текст. Это подлинная исповедь писателя, рассказывающая о любви к Богу, о покаянии и смирении, об искушениях и богооставленности, о мистических прозрениях и об опыте бесплодных молитв. Впервые яснопольский бунтарь предстает не бесстрашным критиком государственных порядков, борцом за свободу слова и вероисповеданий, а глубоко религиозным человеком, мучительно ищущим Бога, нередко слабым и одиноким, но всегда пытающимся преодолеть свои человеческие недостатки. Толстой предстает человеком в развитии, испытавшим сильнейшие духовные колебания. Книга представляет несомненный интерес для всех, кто хочет подумать вместе с великим писателем о многих философских и богословских вопросах жизни.


[Раскрыть описание и аннотацию]
Соснора, Виктор Александрович (1936–). Флейта и прозаизмы: 16+ / Виктор Соснора. — Санкт-Петербург: Лимбус пресс, cop. 2016. — 95 с. ил.; 21 см. — ISBN 978-5-8370-0724-8: 500 экз.
Издательская аннотация: Виктор Соснора, пожалуй, единственная фигура в современной русской поэзии, по поводу которой не возникает никаких споров между различными литературными течениями и группировками — заслуги поэта перед русской литературой признают все. Его произведения переведены на основные европейские языки (хлопоты об этом ещё в 60-е взяла на себя Л.Брик) и давно стали объектом пристального изучения литературоведов и филологов. Он был в творческих (и дружеских) отношениях с Н.Заболоцким, В.Каменским, А.Кручёных, Д.Бурлюком. Авангардист и экспрессионист в поэзии, как прозаик он стал одним из основоположников русского литературного постмодерна. Воистину живой классик. В 2016 году Виктору Сосноре исполняется восемьдесят лет. В эту юбилейную книгу включены стихи, написанные поэтом на пороге нулевых годов. В оформлении издания использованы гравюры художника Андрея Бодрова, исполненные в технике «сухая игла».




[Естественные науки]
Естественные науки:

В серии «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» было выпущено 11 томов из запланированных 19. Составить представление об этом издании можно по отдельным томам, доступным в оцифровке:
Россия. Полное географическое описание нашего Отечества : настольная и дорожная книга для русских людей / под ред. В.П.Семёнова и под общ. рук. П.П.Семёнова и В.И.Ламанского. — СПб.: А.Ф.Девриен, 1899–. — 23 см.
Т. 9. Верхнее Поднепровье и Белоруссия — в электронной библиотеке РГБ | Т. 16. Западная Сибирь — на new.hist.asu.ru (pdf по частям)



[Технические и физико-математические науки. Экономика. Право]
Технические и физико-математические науки. Экономика. Право:

Кириков, Борис Михайлович (1948–). Архитектура петербургского модерна: общественные здания / Борис Кириков. — Изд. 3-е, с испр. и изм. — Санкт-Петербург: Коло, 2016–. — 23 см.
Кн. 1. — 2016. — 573, 1 с., 8 л. цв. ил.: ил.; ISBN 978-5-4462-0076-4: 1500 экз.
Издательская аннотация: Книга одного из ведущих историков архитектуры Б.М.Кирикова посвящена общественным зданиям петербургского модерна. В ней подробно рассказано о создании таких значительных памятников, как Витебский вокзал, дом компании «Зингер», здание товарищества «Братья Елисеевы». Впервые представлены крупным планом менее известные сооружения рубежа XIX–XX веков. Автор детально прослеживает пути становления модерна в Петербурге, раскрывает его источники и характерные черты. Новые материалы служат существенным дополнением к творческим портретам Г.В.Барановского, П.Ю.Сюзора, Р.Ф.Мельцера, Г.И.Люцедарского, А.Л.Лишневского и других видных зодчих.
Книга подробно проиллюстрирована современными и старыми фотографиями, проектными чертежами и рисунками. Историческая иконография передаёт дух эпохи модерна и своеобразие городской среды начала XX века. Настоящее издание является продолжением известной книги Б.М.Кирикова «Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома», вышедшей в свет в 2003 году (переиздания 2006, 2008, 2012 и 2014 годов). В планах автора — новые книги о памятниках модерна, не вошедших в опубликованные издания.
Все книги автора в электронном каталоге РГБ (23 издания, можно сделать электронный заказ) | Cодержание и предисловие на kolohouse.ru (pdf)
[Раскрыть примеры разворотов и иллюстраций]Примеры разворотов:






Какие книги были неделей раньше | Все обзоры новых поступлений | Содержание журнала | Приглашаем к взаимной дружбе


Tags: pdf, зарубежная литература, новые книги РГБ, плакаты, современная литература, только в наших читальных залах
Subscribe
promo leninka_ru may 12, 14:37 4
Buy for 10 tokens
В Ивановском зале РГБ — новая экспозиция «Император Александр II. Воспитание просвещением». Сначала она рассказывает о том, как наследника российского престола воспитывали на идеях гуманизма и формировали его государственные взгляды. Александр Николаевич, великий князь и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →