leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Из новых поступлений 19–24 декабря. Выпуск № 36

Быстрый переход к рубрикам: Спецфонды | Филология. Искусствознание | Общественные науки | Физико-математические, естественные, технические науки | Экономика. Право

Стенд изоизданий на этой неделе заняли альманахи и каталоги Русского музея, в том числе тоненький выпуск 486, состоящий всего из двух статей и посвящённый новому приобретению музея — картине-конфискату Карла Брюллова «Христос во гробе». Интересны собранные под одну обложку малоизвестные статьи и очерки Бальмонта, один из первых томов 35-томника Розанова, сопоставление калмыцкой и шотландской лингвокультур, источниковедческая монография по истории русского костюма. Чтобы отдохнуть от книжных обложек, посмотрите на японские гравюры из собрания Анны Остроумовой-Лебедевой. В обзоре 68 изданий, в полном списке новых поступлений начиная с 13 декабря — 956 названий.

Спецфонды — изоизданий, нотных изданий, Музей книги, отдел рукописей, кабинет библиотековедения, ЦСБ:

Несколько гравюр из коллекции, находящейся в Русском музее:
Утагава Хиросигэ I. Женщина-самурай Томоэ Годзэн. Из серии гравюр по мотивам классической антологии «Сто стихотворений ста поэтов». 1845–1848. Над серией Хиросигэ работал совместно с ещё двумя художниками школы Утагава — Кунисадой и Куниёси. На гравюре изображена Томоэ Годзэн (1157?–1247?), одна из самых знаменитых онна-бугэйся — женщин, принадлежащих к сословию самураев и обучившихся навыкам владения оружием, жена выдающегося военачальника Минамото-но Ёсинака, вместе с которым участвовала в войне Гэмпэй (1180–1185). Её изображение сопровождает стихотворение императора Коко (830–887), вошедшее в антологию «Сто стихотворений ста поэтов» (XIII век).
Весною с поля
я для тебя срываю
побеги злаков,
а между тем снежинки
мне падают на плечи.
(Перевод Н.Н.Бахтина):


Утагава Хиросигэ I. Горы Идзу. 1858. Из серии «Тридцать шесть видов горы Фудзи». 1858. После успеха одноименной серии Кацухико Хокусая Хиросигэ также обращается к изображению священной горы, показывая её в различных провинциях. Но, в отличие от Хокусая, он почти полностью лишает пейзаж жанровых сцен: люди становятся скорее стаффажем на фоне недосягаемой и величавой Фудзи:


Утагава Хиросигэ I. Святилище бога огня в провинции Оки. 1853. Приём композиционного кадрирования, применённый в данном листе, восхищал многих европейских художников конца XIX века. Святилище бога Такухи (от яп. Горящий огонь), давшее название гравюре, едва виднеется на берегу. А в центре композиции — изображение корабля и моряков, вяжущих из соломы факелы, поджигающих и бросающих их в море. Так корабельщики совершают обряд поклонения богу Такухи. Подобная композиция есть в VII выпуске Манги Хокусая (1817). Скорее всего, именно она послужила основой для гравюры Хиросигэ:


Утагава Хиросигэ I. Город Сайдзё в провинции Иё. 1855:


Утагава Хиросигэ I. Мост Сарухаси в провинции Каи. 1853. Обезьяний мост (от яп. Сарухаси) — один из трёх уникальных и самых старых мостов Японии, с которым связано множество исторических событий и легенд. Был включен в путеводители для путешествующих по провинциям периода Эдо:


Утагава Хиросигэ II. Из серии «Живописные места Эдо»:


Издательская аннотация: Данное издание — первая книга на русском языке, посвящённая видному представителю немецкой культуры второй половины XVIII – начала XIX века, композитору и писателю, другу и соратнику И.В.Гёте — Иоганну Фридриху Рейхардту (1752–1814). Рассмотрение его обширного литературного наследия, обращение к нотным рукописям и прижизненным изданиям, опора на свидетельства современников не только воссоздают творческий портрет музыканта, но и вносят новые штрихи в представление об эпохе. Особое внимание уделено роли композитора в жизни молодых писателей и поэтов-романтиков: Л.Тика, Й. фон Эйхендорфа, В.Г.Ваккенродера, Ф.Шлегеля, Новалиса, А.Г.Эленшлегера, А. фон Арнима, К.Брентано.
На примере творческого сотрудничества Гёте и Рейхардта исследуются проблемы развития немецкого зингшпиля и немецкой Lied, раскрываются новые ракурсы в истории и теории музыкально-театральных и камерно-вокальных жанров. Впервые весь корпус песен Рейхардта на тексты Гёте становится объектом целостного изучения.
Книга адресована как специалистам — музыкантам, педагогам, искусствоведам, историкам, филологам, культурологам, — так и всем интересующимся гётевской эпохой.


[Раскрыть аннотацию]
Издательская аннотация: Николай Смирнов-Сокольский (1898–1962) был не только известным советским артистом эстрады, но и библиофилом. В течение многих лет он собирал уникальные книги и в итоге стал обладателем огромной исключительной коллекции первых и прижизненных изданий русских классиков, рукописных сборников и альманахов XVIII–XIX веков. Его называли «заслуженным книжником республики» и «рыцарем книги».
«Рассказы о прижизненных изданиях Пушкина» — это библиография, где каждую запись сопровождают интереснейшие сведения об обстоятельствах издания, переплетенные с фактами жизни и творчества великого поэта.




Филология. Искусствознание:

Из аннотации издательства: Читателю предстоит оценить вторую книгу романа «Под сенью дев, увенчанных цветами» в новом, блистательном переводе Елены Баевской, который опровергает печально устоявшееся мнение о том, что Пруст — почтенный, интеллектуальный, но скучный автор.


По аннотации и сведениям об издании: Главная цель издания — введение в научный оборот неcобранного или забытого литературного наследия К.Д.Бальмонта (1867—1942). В двухтомном сборнике представлены произведения различных родов и жанров: стихи, проза, очерки и эссе, рецензии, переводы и др. Они увидели свет как в России, так и за рубежом в 1890—1937 годы, но с тех пор, за малыми исключениями, не переиздавались на родине и потому не известны широкому кругу читателей и исследователей. Первый том включает в себя почти 500 поэтических текстов и около 100 стихотворных переводов. Во второй том вошли свыше 90 прозаических произведений поэта, созданных как в России, так и за рубежом (в Германии, Латвии, Польше, Франции, Чехии) в разных жанрах, от первых заметок и рецензий до полновесных эссе, очерков, рассказов и кратких повестей, а также переводов. Особенную ценность представляет впервые печатающаяся в России книга Бальмонта «Душа Чехии в слове и деле», обнаруженная в 1994 году в Пражском государственном архиве. Для комментария привлечено значительное количество источников, среди которых письма, критическая и мемуарная литература, архивные материалы. Произведения К.Бальмонта, многие из которых оставались до сих пор вне поля зрения читателей и учёных-бальмонтоведов, исследователей Серебряного века, расположены в хронологической последовательности, что позволяет рассматривать данное издание как основу для будущей Летописи жизни и творчества. Издание восполняет существующие пробелы, дает возможность глубже представить полувековой творческий путь поэта, уточнить сложный, противоречивый, но объёмный и яркий портрет зачинателя символизма. Двухтомник иллюстрирован разнообразными и редкими фотографиями, в том числе из фондов ИРЛИ РАН. Тексты прокомментированы, сверены по газетам, журналам, книгам; привлечены дополнительные источники, критическая и мемуарная литература, использованы редкие архивные материалы. Издание подготовлено к 150-летию со дня рождения поэта.
Содержание 2-го тома:







Розанов, Василий Васильевич (1856–1919). Полное собрание сочинений: в 35 т. / В.В.Розанов; отв. ред.: К.А.Жулькова. — Санкт-Петербург: Росток, 2014-. — 25 см.
Т. 3: О писательстве и писателях. Статьи 1901–1907 гг. / сост. и науч. ред. А.Н.Николюкин. — 2016. — 925 c.; ISBN 978-5-94668-181-0.


[Раскрыть аннотацию и две ссылки на отрывки]
Издательская аннотация: Данная монография является продолжением масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро — истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века, начатого им с исследования отношений европейцев с синим цветом. На этот раз в центре внимания Пастуро один из самых загадочных и противоречивых цветов с весьма непростой судьбой — чёрный. Автор предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений чёрного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Чёрной смерти и Чёрного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина.
Читать отрывок на wonderzine.com | Читать отрывок на openrussia.org



[Раскрыть аннотацию]
Из аннотации издательства: В данное издание вошли наиболее известные стихотворения Шелли в переводе К.Д.Бальмонта и два готических романа, написанные автором в юности, — «Застроцци» и «Сент-Ирвин, или Розенкрейцер». Проза Шелли отличается неповторимым авторским слогом, богата яркими и запоминающимися метафорами. На русском языке романы публикуются впервые.



[Раскрыть аннотацию]
Виницкий, Илья Юрьевич (1969-). Граф Сардинский: Дмитрий Хвостов и русская культура / Идья Виницкий. — Москва: Новое лит. обозрение, 2017. — 349, 2 с.: ил., портр.; 21 см. — (Новое литературное обозрение. Научное приложение; Вып. 159); ISBN 978-5-4448-0607-4: 1500 экз.
Из аннотации издательства: В настоящей монографии исследуются творчество и аспекты биографии мастера русского слова графа Дмитрия Ивановича Хвостова — его авторские травмы и практики, творческие стимулы и повседневные тактики, его пародическая личность и политическая идентичность в историческом разрезе и в контексте формирования русской поэзии.



[Раскрыть аннотацию]
Издательская аннотация: Настоящее издание является первым собранием оригинальных текстов жемчужины средневекового словесного искусства ногайцев — эпической поэмы «Эдиге», записанных в XIX–XX веках в местах компактного расселения народа — создателя этой и других поэм ногайского героического эпоса. Тексты записей известных учёных-тюркологов М.Османова, В.Радлова, И.Березина, Ч.Валиханова, А.-Х.Джанибекова, С.Чагатай даны в транслитерации, проиллюстрированы образцами оригинальных текстов, оснащены примечаниями, комментариями. Тексты записей ногайских исследователей фольклора А.Сикалиева, Т.Акманбетова, И.Капаева представлены на современном ногайском языке. В издание также включены научные, научно-популярные статьи учёных, деятелей культуры об истории записи и публикации, художественной значимости поэмы «Эдиге», приведены йотированные записи современного живого исполнения поэмы. В книге впервые представлены фотографии ногайских йырау — исполнителей героического эпоса, репродукции работ современных художников.
Для учёных-гуманитариев, преподавателей, студентов филологических факультетов вузов, всех любителей словесности.



Аннотация, содержание, первые страницы пролога на eksmo.ru



Общественные науки:

[Раскрыть аннотацию]
Издательская аннотация: Предлагаемая монография является первым научным изданием на русском языке хроники Тухфат ан-Нафис (Драгоценный дар), принадлежащей перу Раджи Али Хаджи (1809–1872), которая по праву считается венцом джохорской мусульманской историографии XIX века. В ней содержится обширная информация о правителях и династийных браках, об обычаях и ритуалах, о сражениях и пиратах, о мореплавании и торговле, о купцах и улемах, о расцвете и упадке государств. Здесь можно найти и дидактические рассуждения о том, как быть справедливым правителем и достойным гражданином, и полные экспрессии предостережения о вреде страстей и непоправимых последствиях грехов и неправедных поступков.
В этом блистательном произведении бугийского аристократа и малайского интеллектуала отразились важнейшие филосовские и религиозные воззрения того времени: концепции единобожия и посмертного воздаяния, представления о справедливости и морали, истории и науке.
Книга будет полезна широкому кругу специалистов и читателей, которые интересуются историей, культурой и экономикой малайского мира и Юго-Восточной Азии в целом.
Автор книги — старший научный сотрудник отдела памятников письменности народов Востока Института востоковедения РАН и профессор малайзийского Центра современных исламских исследований (CASIS UTM), специалист в области малайской мусульманской историографии и источниковедения ХIII–XIX веков. Её перу принадлежат более 60 научных работ на малайском, английском и русском языках.




Физико-математические, естественные, технические науки:

Издательская аннотация: Трёхтомная «История тела», написанная французскими, британскими и американскими антропологами и историками культуры, всесторонне рассматривает телесные практики Европы — от Ренессанса до нашего времени. Как менялось отношение к телу на протяжении веков, как рассматривали тело религия, медицина, народная культура, искусство; как телу следовало вести себя и манифестировать себя; какие социальные и сексуальные практики поощрялись, а какие были под запретом; чем тело монарха отличалось от тела простолюдина — обо всем этом рассказывает большое исследование под редакцией Алена Корбена, Жан-Жака Куртина и Жоржа Вигарелло. Первый том посвящен истории тела от Ренессанса до эпохи Просвещения и описывает становление европейского образа «современного» тела. История тела здесь рассматривается в разных аспектах: тело и религия, тело и общество, тело и сексуальность, тело и медицина, тело и игра, тело и власть.


[Раскрыть сведения об издании и об авторе и ссылки на pdf]Сведения об авторе и об издании с четвёртой стороны обложки:

Скачать оглавление с rasl.ru (pdf) | Скачать приложенный словарь с doc.google.com (pdf)




Экономика. Право:

Читать начало книги на litres.ru (понадобится регистрация)


Издательская аннотация: Фундаментальный труд выдающегося учёного, политического мыслителя и общественного деятеля Б.Н.Чичерина (1828–1904) «О народном представительстве» был написан им в качестве докторской диссертации и впервые опубликован в 1866 году. Второе прижизненное издание книги было осуществлено в 1899 году. В ней автор дал обзор теории вопроса, рассмотрел сущность, свойства и виды народного представительства, историю развития и опыт функционирования представительных учреждений в Англии, Франции, Германии и России, а также условия, при которых оно возможно. Применительно к российской действительности Б.Н.Чичерин обосновал здесь идею конституционной монархии как наилучшего способа управления, полагая, что почвы для народного представительства в его классическом варианте в стране нет. Это сочинение Б.Н.Чичерина, весьма значимое в период проведения реформ и господства «конституционных иллюзий», остаётся актуальным и сегодня, в условиях становления либеральной модели общества и системы народного представительства.



Tags: pdf, новые книги РГБ, современная литература, только в наших читальных залах
Subscribe
promo leninka_ru сентябрь 10, 21:32 49
Buy for 10 tokens
Александра Элбакян вернула российским пользователям доступ к созданному ею ресурсу Sci-Hub через 4 дня после того, как сама же и заблокировала его на территории России начиная с 5 сентября. В обращении, которое открывалось вместо сайта, Александра назвала несколько альтернатив своему ресурсу:…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments