leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Книга на выходные: заклинание бирюзой

Если у вас до сих пор не топят батареи и очень холодно, остаётся включить обогреватель и воображение. Вот вам для этого книга тёплая и даже жаркая — тревелог очерк о путешествии художника Кузьмы Петрова-Водкина в Самарканд. Иллюстрирован авторскими рисунками тушью. Из наших новых оцифровок. 1923 год.


Так описывают это издание библиофилы (далее цитаты о книге отмечены звёздочкой, в отличие от цитат из книги): В 1921 году Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878–1939) принял участие в экспедиции в Туркестан, которую организовала Академии истории материальной культуры для изучения состояния архитектурных и исторических памятников. Удивительный колорит древнего восточного города покорил художника, и из его наблюдений и рисунков и сложилась эта книга*.

[Иллюстрации, цитаты, сведения о книге, ссылка на неё и на два других интересных издания]Рисунки из книги. Шах-Зинда:


Небо я видел во все часы суток.
Днём оно невероятных разливов от нежностей горизонта до дыры, зияющей в звёзды на зените.
От окружения солнца оно имеет ещё новые разливы до противостоящей солнцу точки.
Этот переплёт ультрамарина, сапфира, кобальта огнит почву, скалы, делая ничтожной зеленцу растительности, вконец осеребряя её, получается географический колорит страны в этих двух антиподах неба и почвы.
Это и даёт в Самаркандии ощущение зноя, жара, огня под чашей неба.
Человеку жутко между этими цветовыми полюсами, и восточное творчество разрешило аккорд, создав только здесь и существующий колорит бирюзы.
Он дополнительный с точностью к огню почвы, и он же отводит основную синюю, давая ей выход к смешанности зелёных. Аральское море подсказало художникам эту бирюзу
.

Большая дорога:


Иллюстрированные путевые заметки Петрова-Водкина отпечатаны на кремовой мелованной бумаге. Обложка из более плотной шероховатой бумаги также кремового цвета. Для издания художник выполнил тушью (пером и кистью) 22 рисунка: 14 занимают страницу полностью, 7 заставок открывают каждый очерк, завершает текст 1 концовка. Все иллюстрации чёрно-белые, исключение составляет лишь обложка с изображением юноши на фоне среднеазиатского орнамента. Композиционное и шрифтовое решение обложки — выразительный пример авангардной графики.
Мир, нарисованный Петровым-Водкиным словами, — это тоже мир цвета...*

Крыши:


В иллюстрациях же цвет не просто отсутствует — он чужд и неприемлем для Петрова-Водкина. Временами жирный и глубокий, временами тонкий и едва уловимый, но всегда частый, рваный, хаотичный штрих, ломаная, угловатая линия создают в каждом рисунке тревожную экспрессию. Напряжение чувствуется и в статике, и в динамике бытовых, жанровых сцен: вечернее чаепитие, раскуривание кальяна, путешествие на верблюде, на осле, в запряжённой лошадьми арбе, — в пустынном пейзаже с виднеющимися на заднем фоне очертаниями гор, в архитектуре мечетей, мавзолеев и дворцов, в пересекающихся линиях стен, окон, козырьков, городских крыш, увиденных художником в смелых и неожиданных ракурсах. Экспрессия и в то же время иррациональная отстранённость образов сближают иллюстрации «Самаркандии» с ярко проявившимися в живописи Петрова-Водкина традициями иконописного искусства*.

Заставка:


В обычное время сияющий белизной хозяин встречает вас под тенью карагачей. Ковры и подушки драгоценят тёмную листву, отражаются в зеркале водоёма. Душистый чай и лучшие фрукты сада начинают трапезу. Старший сын угощает кальяном.

Дремотный отдых с пилавом и беседою о том, что было: откуда пошли Узбеки и Таджики, как делается кишмиш, когда посажено гранатовое дерево — засыпаешь под журчание слов и арыка.
Солнце обойдёт водоём; перекочуют ковры и подушки; настанет вечер.

Мулла:


Не считая общественных, много праздников семейных. Да и в работе праздник необходим: пьяла чая, затяжка чилима для доброй беседы антрактируют их занятия. В этом вообще типичность всяческого Востока: жизнь — самое главное, формы жизни бесконечно разнообразны — лучшая из них в осознании этих форм, в пребывании самому в безформии. Отсюда добродушно хитрая улыбка Восточного человека на Европейца, изобретающего новые и новые формы и не исчерпывающего, в сущности, ни одной из них до конца.

Первенец:


Из семейных праздников изящны праздники свадебные и трогательны детские.
Первенец отмечается и причёской, и халатом. Бараны и пуды риса, пение и танцы для сотни приглашённых сопутствуют в течении нескольких дней его рождению.
На обрезание тот же праздник. Чинно усевшиеся вдоль кауза, муллы открывают многодневный пир...

Таджик:


Ни зелени садов, ни бирюзы людского гения, не видно отсюда, а вершина ещё не снеговая. Снега рядом — за следующей грядой сияют они.
Не выдерживает масштаба человеческое зодчество пред куполами снежных вершин.
Да и все Искусство не есть ли только репетиция к превращению самого человека в Искусство?

Концовка:


На протяжении лета меняются натюрморты. Урюк и абрикосы, нежные персики, перебиваемые вишнями.
Понемногу тут и там вспыхнут первые гроздья винограда. Впоследствии виноград засиляет всё; самых разных нюансов и форм, он царит долго и настойчиво, пока не ворвутся в него кругляши дыней и арбузов и, наконец, заключительный аккорд золотых винных ягод наполнит лотки и корзины. В лавочках кишмишовый изюм разыграется янтарём к этому времени. Среди всего этого пшеничный цвет узорных, хрустящих по наколам, лепёшек.


Петров-Водкин, Кузьма Сергеевич (1878–1939). Самаркандия : из путевых набросков 1921 года. — Петербург : Аквилон, 1923 (Гос. тип. им. Ивана Фёдорова). — 49, [2] с., [2] л. ил. : ил.; 28 см.

* Сеславинский, Михаил Вадимович (1964–). Книги для гурманов : библиофильские издания конца XIX – начала XX века : [альбом] / Михаил Сеславинский, Ольга Тараканова. — Москва : Белый город, 2010. — С. 218–220.

** Сартянка — от самоназвания осёдлого населения Средней Азии «сарты».

Можно посмотреть ещё две книги, которые Петров-Водкин написал и проиллюстрировал: Аойя. Приключения Андрюши и Кати в воздухе, под землей и на земле (1914) | Пространство Эвклида (1932)


Tags: pdf, живопись±графика, иллюстрации, представляем книгу, цитации
Subscribe

Posts from This Journal “живопись±графика” Tag

  • Либроанатомия от РГБ. П — паспарту

    Средний род, от французского passe partout, «проходящий повсюду». Паспарту из плотной бумаги, на которую наклеен лист с иллюстрацией,…

  • Книга на выходные: Чудесное сказанье о волшебном пауке

    Принцесса Лера : сказка Николая Кронидова / Рис. Н.Калмакова. — Санкт-Петербург : Издание авт. : Хромолитография О.Д.Бороздина, 1911.…

  • Книгочейный обзор: «Поэтайзер», «Книгаполия» и лермонтовизация

    Национальные галереи Шотландии завершили реконструкцию веб-сайта и выложили в полный доступ оцифрованное собрание своих шедевров. Новый сайт с…

  • Апрельский марш

    Журчат ручьи, кричат грачи, вот это всё. И у нас в библиотеке жизнь кипит, как густой суп, из которого каждый может выловить кусочек по интересам.…

  • Реклама времён Прекрасной эпохи

    Эти плакаты итальянских художников дополняют выставку портретов Джованни Больдини, каталог которой мелькнул в наших новых поступлениях на прошлой…

  • Хорошего вам отдыха!

    Закончена работа, за окном лежит снег, впереди каникулы... настраиваемся провести их с пользой и удовольствием. Пусть вам помогут в этом плакаты…

  • Книгочейный ноябрь

    :) Заметил сегодня на нон-фикшн, что большие массивы книг изменяют свойства пространства и времени — время замедляется и растягивается, а…

  • Живописный Карамзин

    Самый значительный труд Николая Михайловича Карамзина — «История государства Российского» — нелегко давался даже его…

  • Наследие Реформации — книги и гравюры

    А выставку-то нашу про Реформацию, которая была приурочена к лекции «Арзамаса», я вам не показала. А мимо неё никак невозможно пройти.…

promo leninka_ru march 1, 22:11 50
Buy for 10 tokens
«Как называется — не помню, красненькая такая...» Как вычислить книгу, которую когда-то читал, но в памяти не сохранилось ни автора, ни названия, только общий сюжет или отдельные подробности? Нам, поколению бумажных читателей, ещё хорошо, наша память привязана к картинке на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments