leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

"Ленинка" изменит правила пользования

Новый регламентирующий документ, уже опубликованный на сайте Российской государственной библиотеки, уменьшит количество книг, выдаваемых на руки (ранее ограничения отсутствовали). Система каталогов РГБ подвергнется максимальной диверсификации. Реформа затронет все стороны фукнционирования РГБ: изменится время ожидания книг, порядок ксерокопирования изданий, график работы национальной библиотеки. Наконец, в крупнейшей библиотеке России будет запущен процесс, который библиотековеды называют «ретроконверсией шифрования» — библиотекари пересмотрят систему шифров и подвергнут перешифровке все 47 млн единиц хранения. Эта огромная работа затянется на десятилетия, однако результат оправдает усилия: внедрение инновационных методов библиотечной статистики (периодические издания будут подсчитываться по номерам, а некоторые виды печатных изданий — даже по страницам) позволит главному книгохранилищу России занять первое место в мире по объёму фондов.

Официальный пресс-релиз сообщает, что разработка и согласование новых правил, инициированные Министерством культуры в результате многочисленных обращений читателей, длились несколько лет. В процессе принял участие приглашённый специалист, известнейший итальянский теоретик культуры, признанный авторитет, имя которого весь мир ассоциирует с самим понятием «библиотека». Иностранный консультант представил руководству Министерства и библиотеки рекомендации, основанные на многолетнем опыте работы в библиотечных учреждениях. По таким правилам уже работает большинство библиотек Италии, многие американские, рассматривается возможность внедрить их в Британской библиотеке.



Публикуя ниже эти рекомендации, мы благодарим всех наших посетителей за конструктивную критику и выражаем готовность принять к сведению любые замечания. Вы по-прежнему можете присылать официальные обращения, жалобы и предложения на nbros@rsl.ru, мы обязательно их рассмотрим, направим вам официальный ответ и улучшим работу библиотеки, сверяясь с ними.

1. Каталоги должны быть максимально диверсифицированы: один для книг, другой для газет, третий — тематический; и отдельно — каталог новых поступлений. По возможности орфография в каталоге основных фондов должна быть более архаичной по сравнению с каталогом новых поступлений: это проявляется, в частности, в написании первых букв иностранных фамилий.

2. Решения о распределении книг по разделам каталога библиотекари принимают сами; в выходных данных книг не должно содержаться никаких указаний на темы разделов, в которых они будут находиться.

3. Шифр должен быть очень сложным, со множеством буквенных и цифровых символов, так, чтобы читателю, заполняющему требование, не хватило места вписать последние, по его мнению, не самые важные несколько знаков, что даст сотруднику возможность вернуть требование с просьбой переписать его, указав весь шифр полностью.

4. С подачи требования до выдачи книги должно пройти как можно больше времени.

5. Не надо выдавать читателю больше одной книги за одно посещение.

6. Книги, полученные согласно читательскому требованию, нельзя выносить в справочный зал; таким образом, читатель должен разделить свою жизнь на два параллельных потока: в одном он будет читать заказанные книги, в другом — просматривать нужные ему статьи в словарях и энциклопедиях. Библиотека заботится о его здоровье: если заглядывать в две книги одновременно, от этого может развиться косоглазие.

7. В библиотеке не должно быть ксероксов; если всё же придется завести один, для доступа к нему читатель должен будет потратить много времени и усилий, заплатить дороже, чем это обошлось бы в книжном магазине, а в итоге иметь право скопировать не более двух-трёх страниц.

8. Сотрудник библиотеки должен видеть в читателе личного врага, отъявленного лодыря (а иначе почему он не на работе?) и потенциального книжного вора.

9. Штатный консультант библиотеки должен быть недоступен.

10. Надо принять меры, чтобы у читателя пропало желание брать книги на дом по абонементу.

11. Выдача книг по межбиблиотечному абонементу должна быть неосуществимой или, по крайней мере, превратиться в процесс, затягивающийся на несколько месяцев. Но лучше заранее принять меры, чтобы никто не смог узнать, какие книги хранятся в фондах других библиотек.

12. Исполнение предыдущей рекомендации должно сильно облегчить жизнь книжным ворам.

13. График работы библиотеки должен полностью соответствовать графику работы большинства учреждений, согласованному с профсоюзами: суббота-воскресенье выходные, раннее окончание рабочего дня, фиксированный перерыв на обед. Злейший враг библиотеки — совмещающий работу с учёбой; её лучший друг — человек, у которого все нужные книги — дома, который поэтому никогда не докучает библиотеке, а после смерти оставляет ей в наследство все свои книжные сокровища.

14. Надо полностью лишить читателя возможности подкрепиться в стенах библиотеки; если же он захочет перекусить хотя бы за её стенами, при выходе он должен оставить на хранение все выданные ему книги, а потом, успев выпить кофе, просить вернуть их обратно.

15. Придя в библиотеку, читатель не должен находить на прежнем месте книгу, которую оставил накануне.

16. Выяснить, у кого сейчас на руках исчезнувшая книга, должно быть невозможно.

17. В библиотеке по возможности не должно быть туалетов.

18. В идеале читателю надо бы закрыть доступ в библиотеку; но если он всё же войдёт, злоупотребив правом, которое получил согласно Декларации прав человека и гражданина (и которое, однако, ещё не получило всеобщей поддержки и одобрения), то его ни в коем случае, никогда (кроме кратких визитов в справочный зал) нельзя впускать в святая святых — помещение, где на полках стоят книги.

19. Весь персонал библиотеки должен иметь те или иные физические недостатки, так как по закону государственные учреждения обязаны нанимать на работу людей с ограниченными возможностями (а в настоящий момент обсуждается законопроект о распространении этой нормы на корпус пожарных). Идеальный библиотекарь должен, во-первых, прихрамывать, чтобы после получения требования спуск в подвал и возвращение с книгами занимали как можно больше времени. Если книги надо будет доставать с полок, до которых можно добраться только по приставной лестнице высотой более восьми метров, это задание следует поручить сотруднику, у которого вместо руки протез в виде крюка — ради его безопасности. Сотрудники, у которых полностью отсутствуют верхние конечности, должны выдавать книги, держа их в зубах (это удобный предлог для того, чтобы не выдавать книги форматом больше чем в восьмую долю листа).




Tags: вниманию коллег, неужели в библиотеке, ответ на критику
Subscribe

Posts from This Journal “ответ на критику” Tag

promo leninka_ru may 12, 14:37 2
Buy for 10 tokens
В Ивановском зале РГБ — новая экспозиция «Император Александр II. Воспитание просвещением». Сначала она рассказывает о том, как наследника российского престола воспитывали на идеях гуманизма и формировали его государственные взгляды. Александр Николаевич, великий князь и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments

Bestphiltrius

April 1 2018, 11:37:47 UTC 3 months ago

  • New comment
Это очень актуальная проблематика. Я тоже, пока служилъ въ библіотекѣ, надъ этимъ задумывался .