С восприятием портрета связано множество стереотипов. Глядя на него, мы часто забываем, что смотрим на изображение, а не на человека; мы пытаемся прочитать характер человека по его образу на холсте. Это естественно: портрет ближе всего стоит к центральной проблеме европейского искусства — созданию эффекта жизнеподобия. При своем рождении портрет был тесно связан с проблемой продления человеческого бытия, и эта почти магическая функция остаётся присущей ему — именно поэтому портрет, принадлежа искусству, в то же время постоянно выходит за его пределы. На каждом этапе своего существования портрет — это прежде всего социальный конструкт, который транслирует представления своей эпохи о человеке и его натуре.
К лекции «Портрет: реальность, магия и искусство» в РГБ подготовили тематическую мини-выставку, на которой экспонировались издания из Музея книги РГБ.
На выставке было представлено издание портретов, собранных итальянским историком, врачом, биографом, географом Паоло Джовио, епископом Ночерским (1483—1552). В течение длительного времени и до конца жизни Паоло Джовио занимался коллекционированием портретов выдающихся личностей прошлого и своего времени. Они составили знаменитую серию, в которую входило 484 изображения. Портреты его знаменитых современников выполнялись, как правило, с натуры. Экземпляр РГБ представляет собой конволют из двух книг: портреты знаменитых литераторов и известных своими ратными успехами военных. Портреты сопровождены краткими биографиями и эпитафиями.
«Надписи на надгробиях знаменитых писателей». Базель, 1577. Титульный лист:
С. 65. Гравюра на дереве с портретом флорентийского государственного деятеля Лоренцо Медичи (1449–1492):
«Надписи на надгробиях знаменитых полководцев». Базель, 1575. Титульный лист в рамке, гравированной на дереве в ренессансном стиле с аллегорическими фигурами:
С. 41. Гравюра на дереве швейцарского художника и иллюстратора Тобиаса Штиммера (1539–1584) с изображением итальянского военачальника Эццелино да Романо (1194–1259), одного из лидеров гибеллинов:
С. 164. Гравюра Тобиаса Штиммера с изображением турецкого султана Мехмета II Завоевателя (1432–1481):
Учение о взаимосвязи между внешними чертами, выражением, мимикой лица человека (физиогномией) и его характером, здоровьем было весьма популярным среди философов и медиков со времен Гиппократа, Ибн-Сины и Аристотеля. Свой вклад в развитие физиогномики внёс и Леонардо да Винчи, не только выдающийся живописец, но и учёный — анатом и естествоиспытатель. В XVI–XVII веках вышло большое количество книг, посвящённых искусству распознавания человека по чертам его лица. Одна из них — труд итальянского врача и философа Джованни Баттисты Порты (1535—1615). Первое издание книги вышло в 1586 году на латинском языке. На выставке было представлено третье издание книги (Падуя, 1623).
«Человеческая физиогномика». На титульном листе гравюра на меди с изображением Гермеса и Афины, держащих щит с гербом:
С. 55b–56a. Иллюстрации к тексту — гравюры на дереве с изображением различных форм носа человека и птицы с горбинкой и крючком:
С. 82b–83a. Иллюстрации к тексту — гравюры на дереве с изображением ртов человека и животного, а также различие между жирной шеей тельца и толстой человеческой:
Ещё два издания того же периода (конец XVI – первой трети XVII веков) знакомят с искусством портрета. Это собрание портретов французских королей, выполненных в технике гравюры на меди гравёром Жаком де Би (1581–1650). Жак де Би был не только известным рисовальщиком и гравёром, но и типографом и специалистом в области античной истории, нумизматики и иконологии.
«Подлинные изображения французских королей», Париж, 1636 год. Гравированные на меди портреты королей Франции, воссозданные гравёром Жаком де Би (1581-1650) на основании сохранившихся памятников, скульптур, печатей, медальонов и других изображений. Гравированный на меди титульный лист с аллегорическими изображениями и символами королевской власти:
С. 225. Гравюра на меди с изображением 43-го короля Франции Людовика IX Святого (1214–1270), возглавлявшего Седьмой и Восьмой крестовые походы:
С. 281. Гравюра на меди с изображением 52-го короля Франции Карла VI Возлюбленного (1368–1422):
С. 309. Гравюра на меди с изображением 57-го короля Франции Франциска I (1494–1547):
А теперь лекция о том, как правильно и с пониманием смотреть на портреты:
Записи остальных лекций из цикла «Искусство видеть», проходящих в РГБ, вы найдёте здесь.