leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Categories:

Мини-выставка портретов Средневековья и Нового времени

Портрет, наверное, самый старый жанр искусства. Появившись в Древнем мире, он существует по сей день, выполняя практически те же функции: замещает изображённого человека, заставляя «отсутствующего казаться присутствующим» (Леон Баттиста Альберти).

С восприятием портрета связано множество стереотипов. Глядя на него, мы часто забываем, что смотрим на изображение, а не на человека; мы пытаемся прочитать характер человека по его образу на холсте. Это есте­ственно: портрет ближе всего стоит к центральной проблеме европейского искусства — созданию эффекта жизнеподобия. При своем рождении портрет был тесно связан с проблемой продления человеческого бытия, и эта почти магическая функция остаётся присущей ему — именно поэтому портрет, принадлежа искусству, в то же время постоянно выходит за его пределы. На каждом этапе своего существования портрет — это прежде всего социальный конструкт, который транслирует представления своей эпохи о человеке и его натуре.

К лекции «Портрет: реальность, магия и искусство» в РГБ подготовили тематическую мини-выставку, на которой экспонировались издания из Музея книги РГБ.

На выставке было представлено издание портретов, собранных итальянским историком, врачом, биографом, географом Паоло Джовио, епископом Ночерским (1483—1552). В течение длительного времени и до конца жизни Паоло Джовио занимался коллекционированием портретов выдающихся личностей прошлого и своего времени. Они составили знаменитую серию, в которую входило 484 изображения. Портреты его знаменитых современников выполнялись, как правило, с натуры. Экземпляр РГБ представляет собой конволют из двух книг: портреты знаменитых литераторов и известных своими ратными успехами военных. Портреты сопровождены краткими биографиями и эпитафиями.

«Надписи на надгробиях знаменитых писателей». Базель, 1577. Титульный лист:


С. 65. Гравюра на дереве с портретом флорентийского государственного деятеля Лоренцо Медичи (1449–1492):


«Надписи на надгробиях знаменитых полководцев». Базель, 1575. Титульный лист в рамке, гравированной на дереве в ренессансном стиле с аллегорическими фигурами:


С. 41. Гравюра на дереве швейцарского художника и иллюстратора Тобиаса Штиммера (1539–1584) с изображением итальянского военачальника Эццелино да Романо (1194–1259), одного из лидеров гибеллинов:


С. 164. Гравюра Тобиаса Штиммера с изображением турецкого султана Мехмета II Завоевателя (1432–1481):


Учение о взаимосвязи между внешними чертами, выражением, мимикой лица человека (физиогномией) и его характером, здоровьем было весьма популярным среди философов и медиков со времен Гиппократа, Ибн-Сины и Аристотеля. Свой вклад в развитие физиогномики внёс и Леонардо да Винчи, не только выдающийся живописец, но и учёный — анатом и естествоиспытатель. В XVI–XVII веках вышло большое количество книг, посвящённых искусству распознавания человека по чертам его лица. Одна из них — труд итальянского врача и философа Джованни Баттисты Порты (1535—1615). Первое издание книги вышло в 1586 году на латинском языке. На выставке было представлено третье издание книги (Падуя, 1623).

«Человеческая физиогномика». На титульном листе гравюра на меди с изображением Гермеса и Афины, держащих щит с гербом:


С. 55b–56a. Иллюстрации к тексту — гравюры на дереве с изображением различных форм носа человека и птицы с горбинкой и крючком:


С. 82b–83a. Иллюстрации к тексту — гравюры на дереве с изображением ртов человека и животного, а также различие между жирной шеей тельца и толстой человеческой:


Ещё два издания того же периода (конец XVI – первой трети XVII веков) знакомят с искусством портрета. Это собрание портретов французских королей, выполненных в технике гравюры на меди гравёром Жаком де Би (1581–1650). Жак де Би был не только известным рисовальщиком и гравёром, но и типографом и специалистом в области античной истории, нумизматики и иконологии.

«Подлинные изображения французских королей», Париж, 1636 год. Гравированные на меди портреты королей Франции, воссозданные гравёром Жаком де Би (1581-1650) на основании сохранившихся памятников, скульптур, печатей, медальонов и других изображений. Гравированный на меди титульный лист с аллегорическими изображениями и символами королевской власти:


С. 225. Гравюра на меди с изображением 43-го короля Франции Людовика IX Святого (1214–1270), возглавлявшего Седьмой и Восьмой крестовые походы:


С. 281. Гравюра на меди с изображением 52-го короля Франции Карла VI Возлюбленного (1368–1422):


С. 309. Гравюра на меди с изображением 57-го короля Франции Франциска I (1494–1547):


А теперь лекция о том, как правильно и с пониманием смотреть на портреты:



Записи остальных лекций из цикла «Искусство видеть», проходящих в РГБ, вы найдёте здесь.

Tags: библиотека и десятая муза, подборки для любования, уникальные книги
Subscribe

Posts from This Journal “подборки для любования” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

Posts from This Journal “подборки для любования” Tag