Ещё один «супер», на этот раз — экслибрис. А ниже — немного, совсем немного страстных библиофильских рассказов и рассуждений об этом элементе книги.
Чистяков Б.М. Суперэкслибрис и библиофилия : Доклад, прочитанный в Ленинградском обществе библиофилов 5-го октября 1927 г. и в Ленинградском обществе экслибристов 1-го июля 1927 г. // Альманах библиофила / Ленинградское общество библиофилов. Л., 1929. С. 127–148.
«Основной задачей книжного знака является доказательство принадлежности данной книги определённому владельцу, и из всех видов экслибриса наилучшим должен считаться такой, который был бы наиболее прочно связан с книгой, с её переплётом и тем самым наиболее трудно мог быть отделяем от книги.
...Вид книжного знака, наиболее удовлетворительный в желательном для нас смысле — это суперэкслибрис.
Суперэкслибрис, действительно, может быть наиболее верным охранителем права собственности книги, и если некоторые фанатики-коллекционеры не останавливались перед вырезыванием суперэкслибриса из переплёта, то подобные поступки должны быть заклеймены, как настоящее варварство.
Чаще всего суперэкслибрис выставляется первым владельцем книги, вследствие чего почти всегда можно установить его фамилию и личность, а для книголюба это большое достижение. Пусть мы не всегда можем проследить дальнейшую историю книги, но мы знаем её начало, а это уже много. В.А.Верещагин в своём труде «Русский книжный знак» (СПб., 1902), указывает, что «с развитием книгопечатания, а особенно с распространением цельных кожаных переплётов, экслибрисы также часто начали появляться на их крышках н корешках, в виде вытесненных золотом штампов, как и на печатных ярлыках. Такие знаки — гербы, вензеля, монограммы, эмблемы и девизы, обыкновенно называемые суперэкслибрисами, можно видеть в замечательно изящном исполнении на переплётах многих французских и итальянских книг XVI и XVII столетий» (с. 33—34). Суперэкслибрисы получили наиболее широкое распространение вo Франции, где местные библиофилы, придавая огромное значение внешности книги, в особенности её переплёту, украшали его чаще всего вытесненным золотом гербом, стремясь этим также и к лучшему охранению самой книги от похитителей (нежели любой бумажный ярлык, легко отделяемый от переплёта).
...Суперэкслибрисы делятся на гербовые и вензелевые тиснения, причем последние, конечно, определяются с большим трудом. В то время, как характерной особенностью русского суперэкслибриса следует считать тиснение на передней крышке переплёта фамильного герба, а на задней — инициалов владельца, у иностранных суперэкслибрисов геральдические эмблемы обыкновенно тождественны на обеих крышках. Если проследить историческое развитие суперэкслибриса, то первоначально он, по преимуществу, ставился в середине обеих крышек переплёта, затем, значительно уменьшившись в размере и потеряв всю подкупающую прелесть рисунка, перешёл на корешок, где и выродился сначала в монограммы (с короной и без короны), а затем и в простые буквы типографского шрифта. Распространённый обычай ставить на корешках переплёта свои инициалы — лично я считаю тоже суперэкслибрисом.
<...>
Совершенно другое дело, если мы встречаем на переплётах герб того лица или учреждения, о котором написана данная книга, как бы иллюстрирующий её, — например, герб или шифр Наполеона на его истории или герб города Москвы на описании достопримечательностей этого города — здесь, конечно, подобное изображение будет только украшением переплёта, а отнюдь не суперэкслибрисом. Равным образом суперэкслибрисом не может считаться выставленное на переплётах изображение издательской марки или герба, если таковой имелся у издателя или автора данной книги.
Получив пышный расцвет в XVIII веке, суперэкслибрис начал постепенно приходить в упадок, его стал всё больше вытеснять ярлык, и в настоящее время он, по-видимому, обречён, в своём первоначальном виде, на полное вымирание. Но интерес к супер-зкслибрису за границей остаётся неослабленным. Книга с хорошо сохранившимся на переплёте суперэкслибрисом продолжает высоко цениться...
У нас, в России, положение несколько иное. В своё время в Публичной библиотеке был специальный шкаф, наполненный книгами в художественных переплётах, среди которых было много и с суперэкслибрисами. Но в тревожные годы шкаф куда-то исчез (книги распылились по соответствующим отделам)... Не лучше обстоит дело и с коллекционированием суперэкслибрисов. Против десятков, а может быть и сотен собирателей простых книжных знаков здесь мы имеем всего только единицы...
Точно так же обстоит дело с созданием новых суперэкслибрисов. Сейчас можно с уверенностью сказать, что вряд ли хоть один человек в России обзаводится своим суперэкслибрисом... Дороговизна переплёта, да, пожалуй, и полное отсутствие свободных денег окончательно уничтожили русский суперэкслибрис.
<...>
В первые годы Революции особенно много, но весьма часто и теперь, не только в первоклассных магазинах Госиздата или у букинистов-антикваров, но и на рыночной 6арахолке попадались и попадаются книги, как хорошо сохранившиеся, так и в сильно истерзанном виде, снабженные суперэкслибрисами — и при расшифровании своего суперэкслибриса такая книга как бы оживает и поветствует свою иногда многострадальную жизнь».
(Далее в докладе рассказана история книг графини Прованской, супруги Людовика XVIII; графини д'Артуа; и сподвижника Петра I Григория Долгорукова — эти книги Б.М.Чистяков купил на барахолке на Ситном рынке в Ленинграде в 1927 году и проследил их бурную биографию по суперэкслибрисам. Сходство между двумя первыми суперэкслибрисами объясняется тем, что их владелицы-библиофилки были родными сёстрами. — Примечание leninka_ru.)
«Правда, и во Франции современные библиофилы почти не ставят на верхних крышках переплёта суперэкслибриса, как бы не желая этим афишировать своё право на данную книгу, а прибегают к новому способу — они переплётают книгу в переплёт из цельной кожи, причем эта же кожа имеется и на внутренней покрышке переплёта, а на внутренней стороне вытисняют надпись небольшого размера — «ех libris такого-то», нечто напоминающее подпись переплётчика на подписных переплётах. Скромность, в большинстве случаев, вещь хорошая, но в данном случае вряд ли она уместна; вместо разнообразных красивых, художественной работы суперэкслибрисов получается ряд ординарных букв. Однако, думается, что не одна скромность руководит в данном случае, ведь все суперэкслибрисы в своём большинстве или геральдические, или вензелевые, а сейчас во Франции такие дорогие переплёты могут делать по преимуществу так называемые «les nouveaux riches»*, отнюдь не имеющие права на какой либо герб; ставить же суперэкслибрис исключительно вензелевый — уже слишком анонимно. Вот почему прежний тип суперэкслибриса исчезает и создается нечто новое на внутренней стороне покрышки переплёта. Может быть оно и выльется в дальнейшем во что-нибудь более художественное—но это дело будущего. А пока будем скорбеть о вымирании суперэкслибриса, неоднократно помогавшего библиофилам воскрешать может быть забытые страницы былой истории».
* Нувориши. — Примечание leninka_ru.
Столяров, Юрий Николаевич. Экслибрис // Как сохранить библиотечный фонд : (Секреты старого книгохранителя) : Учеб.-метод. пособие / Ю.Н. Столяров. — 2-е изд., дораб. и доп. — Москва : Профиздат : Изд-во МГУКИ, 2001. — 254 с. : ил.; 20 см. — (Серия «Современная библиотека» / Моск. гос. ун-т культуры и искусств; Вып. 9); ISBN 5-88283-035-4.
«Обычно суперэкслибрисами украшают книги в фирменных библиотечных переплётах, которыми либо заменяют переплёт издательский (типографский), либо дополняют, чтобы лучше сохранилась типографская обложка.
<...>
По некоторым сведениям, суперэкслибрис имеется на книгах легендарной библиотеки Ивана Грозного. Первым достоверным русским суперэкслибрисом считают оттиснутый на переплёте первопечатного «Апостола» Ивана Фёдорова государственный герб в прямоугольной рамке. Над орлом и под ним красивой вязью выписано: «Иоан Божиею милостию господарь царь и великий князь всея Руси». Суперэкслибрис имели Библиотека Академии наук, Императорская публичная библиотека, библиотека Московского университета.
Широкое распространение настольных издательских систем, издание книг некоторыми библиотеками, применение компьютерной графики позволяет на новой основе возродить опыт наших предшественников по сопровождению библиотечных книг экслибрисами и суперэкслибрисами».
[ Примеры от читателя]Примеры суперэкслибрисов из библиотеки mmekourdukova: «Два латинских миссала (книга с последованием римско-католической мессы и сопутствующими текстами). Справа — миссал с тиснёными экслибрисами, 1918 год, наклейка брюссельской переплётной мастерской. Слева — миссал с серебряными накладными суперэкслибрисами в одном стиле с застёжкой. Инициалы A G, 1860, парижской печати, имеется надпись — Огюстина Глинё, в благочестивое воспоминание о дне ея брака с таким-то, замок такой-то». Больше фотографий здесь: