leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Улыбки и оскалы восточного театра

Попав на Восток, европеец при желании может побывать в привычных ему театрах, в которых ставят мировую классику. Но бок о бок с ними продолжают существовать и ранние формы народных национальных театров. Каждый такой театр очень популярен у себя на родине. Большую роль в развитии театрального искусства стран Азии сыграла мифология, формировавшая у народа определённый тип восприятия мира. Сильное влияние оказала система религиозных воззрений, особенно буддизм, зародившийся в Индии, пришедший в Китай, а затем в Японию, обогативший буддийскими сюжетами китайскую и японскую литературу и драматургию. Развитие письменности и литературы также оказало влияние на появление театра.



Персонажи восточного театра могут очаровывать и притягивать — например, если это куклы индонезийского театра ваянг. Несмотря на то, что они предназначены для представления театра теней, они объёмны, ярко расцвечены, украшены. Сувенирная кукла на фотографии сравнительно невелика, а настоящие деревянные актёры достигают высоты 3 метров.



Но чаще маски и силуэты восточного театрального действа пугают, как худший ночной кошмар. Вот самая знаменитая из личин японского театра но — Хання — демонстрирует нам оскал ревнивой женщины, злого духа или змеи.

+2018-05-31 15-37-45pszen.jpg

Хання — душа женщины, которая превратилась в демона из-за своей ревности. В японских пьесах именно в таком виде она приходит мстить сопернице. Её маска бывает разного цвета: белая изображает женщину аристократического положения, красная — женщину из низших классов, а бордовая — это те самые демоны, что вселились в женское тело. Наша, как видите, аристократка.

Кёгэн — ещё одна из разновидностей традиционного японского театра, грубоватый фарс, забава для простонародья. Казалось бы, что такого страшного может быть в тануки, барсуке-оборотне, если самая знаменитая его проделка — превращение в чайник? Но посмотрите на зловещую гримасу этой бестии.



Куклы японского театра бунраку невероятно сложны: умеют моргать, двигать зрачками и губами, шевелить бровями и высовывать язык. Ростом они всего около метра, при этом каждой куклой управляют три оператора. Для некоторых ролей требуются особенно сложно устроенные головы.



У прекрасной дамы вдруг отпадает нижняя половина лица, открывая кровавую зубастую пасть, из-под причёски прорастают рога, веки глаз втягиваются и выступают красные выпученные глазные яблоки. Или резким движением кукловод переворачивает голову куклы задом наперед, перекидывает пышную копну волос — и вместо прелестного белого личика зрители видят лисью морду оборотня, которая таилась до того под волосами на затылке.



За демоническими масками тибетской религиозной пантомимы цам скрываются не актёры, а священники-ламы. От более архаической религии Тибета — бонизма эти полушаманские ритуалы унаследовали маски яков, львов и тигров. Представление рассказывает о борьбе за торжество буддизма, отгоняет злых духов и ободряет верующих. Зрители обязательно достигнут просветления (если только не умрут от страха).



Ритуалы с масками проводятся раз в год, в остальное время они рядами развешаны в монастырях, с масками божеств-защитников посредине. Некоторые маски почитаются сокровищами, и хранящие их монастыри пользуются особенным уважением.



В утончённой пекинской опере маски давно уступили место гриму — но тоже яркому, преувеличенному, нередко устрашающему. Черты лица исполнителя роли укрупнены и подчёркнуты, полностью исчезли под краской. Индивидуальность актёра не имеет значения — важен только персонаж.



Все эти и многие другие экспонаты и иллюстрации можно увидеть на выставке «Искусство театра на Востоке», которая проходит в Центре восточной литературы Российской государственной библиотеки. Выставка знакомит с исследованиями по истории национальных и местных театров и по сценографии, с трактатами о театральном искусстве и теории драмы. На ней вы увидите великолепные иллюстрированные альбомы на языках народов стран Азии, на английском и на русском языке. Экспозицию дополняют театральные куклы и маски.

Один из томов энциклопедии «Китайского народного искусства» посвящён кукольному театру и театру теней. С возникновением театра теней в Китае связаны интересные легенды и исторические предания. Одно из них рассказывает о том, что когда любимая наложница императора У-ди умерла, он очень горевал о ней, и тогда колдун по имени Шао-вэн вызвал её дух. Император наблюдал, как её тень двигалась по занавесу, за которым колдун разместил горящие факелы.

Пекинскую оперу представляет альбом «Грим в пекинской опере», изданный в Пекине в 1962 году. В альбоме собраны фотографии актёров пекинской оперы в костюмах и гриме. Гриму в китайской опере свойственны яркие цвета (красный, чёрный, синий, зелёный, жёлтый и др.), гиперболизированные черты и орнаментальность. Каждый цвет символизирует определённые качества, поэтому, как только персонаж появляется на сцене, зрители сразу же могут определить, кто перед ними — герой или злодей, хитрец или простак, храбрец или трус.



Среди экспонатов выставки — уникальное издание гравюр Утагавы Кунисады (1786–1865), одного из крупнейших художников Японии периода Эдо (1603–1868), входящего в первую тройку великих мастеров укиё-э. Книга «Известные актеры кабуки прошлого и настоящего» датируется предположительно 1865 годом и содержит образцы высококачественной цветной ксилографии. Не менее уникальное издание — «Собрание изображений театральных представлений» (Эдо, 1805). Это энциклопедия театра, но пародийная и вымышленная, написанная автором комических романов Сикитэем Самбой (1776–1822), японским писателем и каллиграфом периода Эдо, с цветными портретами прославленных актёров, выполненными Кацукавой Сюнъэем (1762–1819). Художник в своём творчестве часто изображал красавиц-гейш, популярных актёров театра кабуки, борцов сумо и других героев публики. Причём ранее это издание принадлежало кинорежиссёру Сергею Эйзенштейну.



Выставка работает до 16 июня 2018 года, с понедельника по субботу, с 9:00 до 20:00. Посещение выставки бесплатное, по читательскому билету РГБ. Перед посещением можно договориться об экскурсии по выставке (тоже бесплатной!). Для этого звоните по телефону +7(495)695-88-12.



Tags: зовём, подборки для любования, уникальные книги
Subscribe

Posts from This Journal “подборки для любования” Tag

promo leninka_ru may 12, 14:37 4
Buy for 10 tokens
В Ивановском зале РГБ — новая экспозиция «Император Александр II. Воспитание просвещением». Сначала она рассказывает о том, как наследника российского престола воспитывали на идеях гуманизма и формировали его государственные взгляды. Александр Николаевич, великий князь и…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments