leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Categories:

К 125-летию Маяковского. Его первые книги

Обратите внимание на мой юзерпик в лунном свете, для сегодняшней записи он пригодится как никогда. Можно любить Маяковского, можно не терпеть, но разглядывать его книги, особенно самые ранние, — занятие увлекательное. Может быть, это прозвучит неожиданно, но первые издания Маяковского интереснее всех остальных первых изданий поэтов, когда-либо показанных в блоге. Здесь читателя подстерегает больше всего неожиданностей по сравнению с привычным, каноническим видом сборников и собраний сочинений.

Требник троих : Сборник стихов и рисунков / Хлебников. Маяковский. Бурлюк. — Москва : издание Г.Л.Кузьмина и С.Д.Долинского, 1913. — 87 с., 15 л. ил.; 22 см.
Портрет из книги анфас:

На следующей странице — в профиль:

Наборщик превратил текст в бессмыслицу (вместо «графши» надо «графишь»):

(Здесь и далее кое-где годы изданий приведены по внешним источникам.)

Владимир Маяковский: Трагедия в 2 д. с прологом и эпилогом. — Москва: Первый журнал русских футуристов, 1914. — 44 с., 7 л. ил.; 17 см. — (Футуристы). — Подзаголовок обложки: Трагедия Владимира Маяковского, шедшая в 1913 году в театре «Луна-Парк» (Петербург).
2 д. — здесь не противопоставление «3D», а «два действия». Как автор рисунков указан «Д.В.Бурлюков» — это, конечно, Давид и Владимир Бурлюки. Текст пьесы набран без пунктуации, зато с безудержным применением акциденции: разными шрифтами, кеглями, с выходом за строку.
Тут нам электронная книга даёт возможность охватить взглядом общую картину. Видите, что творится?

Одна из страниц:

Одна из иллюстраций — котик и строгие штампы. В пьесе есть действующее лицо «Старик с сухими чёрными кошками» — сухие они потому, что при поглаживании сухой кошки можно извлечь электрическую искру:


Облако в штанах : Тетраптих. — Петроград : Издал О.М.Брик, [1915]. — 64 с.; 17 см.
Весь текст набран прописными буквами. Знаков препинания почти нет, это позже в собраниях сочинений появятся аккуратные многоточия, тире и точки с запятой. В сущности, лесенка здесь уже легко угадывается — но пока не придумана.
Посвящение:

Первая страница:

А цензуры-то, цензуры! И это в 1914 году, хотя в 1905 с цензурой стало гораздо проще. Одна из полностью «зарезанных» страниц:


Простое, как мычание : [Сборник стихотворений]. — Петроград: «Парус» А.Н.Тихонова, 1916. — 118 с.; 22 см.

Флейта-позвоночник : Поэма. — Петроград: Взял, 1916. — 16 с.; 24 см. — Орфография титульного листа и текста смешанная.
Издательство «Взял» (!). Пунктуации стало ещё меньше — даже на концах строк её нет. (Многие поэты — наши современники пишут без пунктуации — интересно, после смерти их всех тоже переиздадут с аккуратно расставленными корректорскими запятыми?) «Смешанная орфография» означает, что от старой орфографии остались только яти. Цензура продолжает свирепствовать. В словосочетании "небесный Гофман" вычеркнули слово "небесный", не говоря уже о любых упоминаниях Бога, религиозных сюжетов и церковной терминологии.


Война и мир : [Поэма]. — Петроград : Парус, 1917. — 48 с.; 22 см.

У Льва Толстого было «Война и миръ» (в значении «невойна», «La guerre et la paix», «War and peace»). Титульный лист «Войны и мира», 1880:

Маяковский использовал вариант через i, то есть «Война и общество». После орфографической реформы это противопоставление остаётся описательно пересказывать, как непереводимую игру слов.
Стихи то и дело перемежаются нотами.




Тут я нарушу хронологию. Обличительные антивоенные стихи Маяковского помнят хорошо. Гораздо хуже помнят плакаты, при создании которых Маяковский выступил в роли военного агитатора. У нас в каталоге красиво выстраивается подборка из 34 военных лубков 1914 года. Художники — Лентулов, Малевич, Горскин. Маяковский. Автор подписей в каждом случае — Маяковский.
Для примера:

Подписи такие:
Эх султан сидел бы в Порте, дракой рыла не попорти.
Эх ты, немец, при да при же, не допрешь, чтоб сесть в Париже
Немец рыжий и шершавый разлетался над Варшавой, да казак Данило Дикий продырявил его пикой.
У союзников французов битых немцев полный кузов.
Глядь, поглядь, уж близко Вислы немцев пучит, значит кисло!
Живо заняли мы Галич, чтобы пузом на врага лечь.


Человек; Вещь. — [Москва : Асис, 1918?]. — 61 с.
Обложка работы Маяковского:

Посвящение то же:

Два года назад тут бы всё вымарали:


Мистерия-буфф : Героическое, эпическое и сатирическое изображение нашей эпохи, сделанное Владимиром Маяковским. — Петроград : Свобода, 1918. — 79 с.
Оцифрованная обложка сильно обрезана:



Некоторые окна РОСТА 1920–1921 годов и собравший их альбом:
Грозный смех. Окна сатиры РОСТА : [Альбом] / В.Дувакин. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1938. — XVI, 126 с., 2 отдельно сброшюрованных приложения: ил.; 30 см.
Вот так они выглядели:


150 000 000. — Москва : Гос. изд-во, 1921. — 70 с.; 18 см.

За 1923 год в печати появилось рекордное количество сборников и отдельных стихотворений — у нас в электронной библиотеке целых семь оцифровок!

Солнце : Поэма. — Москва ; Санкт-Петербург : Круг, 1923.
Эта иллюстрация мне больше всех понравилась:


Про это / Фотомонтаж обложки и иллюстраций конструктивиста Родченко; фотография Вассермана, Капустянского и Штеренберга. — Москва ; Петроград : Государственное изд-во, 1923. — 50 л. ил.; 23 см. — На титульной странице: Ей и мне.

За всеми иллюстрациями очень рекомендую пойти по ссылке. Мне бы хотелось здесь показать каждую, но тогда надо выделять для них отдельную запись в блоге. Только одна, последняя:


Для голоса. — Берлин : Государственное издательство, 1923. — 61 с.
Одна из самых выдающихся по оформлению книг:

Содержание вырубкой, как в телефонной книге:

Названия стихотворений выглядят так:

А иллюстрации — так:


Маяковский улыбается. Маяковский смеется. Маяковский издевается. — Москва : Круг, 1923. — 98 с.

Здесь поэт уложил колючую политическую сатиру в аккуратные четверостишья-катрены. (Мы всё ждём, когда же появится лесенка.)

Маяковская галлерея. — Москва : Красная новь, 1923. — 63 с.

Титульный лист:

И вот где наконец-то, впервые во всём просмотренном, лесенка обнаружена:


Стихи революции. — Москва : Красная новь : Главполитпросвет, 1923. — 98 с.; 17 см.

Лирика. — Москва ; Петербург : Круг, 1923. — 93 с.; 19 см.

Рассказ про то, как узнал Фадей закон, защищающий рабочих людей: (Кодекс законов о труде) : [в стихах] / Маяковский, Третьяков, Адливанкин. — Москва : Труд и книга, 1924. — 47 с. : ил.; 18 см.

Инфографика и статьи законов, указанные прямо рядом со стихами:


Два поэтических тревелога.

Париж. — Москва : Московский рабочий, 1925. — 40 с.


Испания. Океан. Гаванна. Мексика. Америка. — Москва ; Ленинград : Государственное издательство, 1926. — 90 с.


Всё больше стихотворений издаётся отдельными книгами.

Сифилис : [стихотворение] / обложка и монтаж А.Родченко. — Тифлис : Заккнига, 1926. — 15 с. : ил.; 18 см.

Разговор с фининспектором о поэзии. — Москва : Заккнига, 1926. — 14 с.: ил.

Задняя обложка с размещённой на ней рекламой:


Сергею Есенину / Обложка и монтаж А.Родченко. — Москва : Заккнига, 1926. — 15 с.: ил.

Одна из иллюстраций Родченко:


Нос. — Москва : Федерация, 1928. — 107 c.
Называя этот сборник, Маяковский опять обыграл классику. «Но.С.» расшифровывается на титульном листе как «Новые стихотворения».

Фронтиспис:


Владимир Маяковский : Работы по изобразительному искусству: рис. и текст / Вступ. статья О.М.Брик ; Ред. Б.Катаньян. — Москва : Гос. изд-во изобраз. искусства, [1932?]. — 287 с. : ил.; 25 см.
В уже посмертном чёрно-белом издании воспроизведены портреты, эскизы декораций, лубки, плакаты и другие графические работы.
Фронтиспис:


Оцифровки бумажных изданий особенно важно для стихов с лесенкой, которую в интернете трудно отформатировать. Сайтов, на которых содержатся стихи Маяковского, много, но далеко не на каждом озаботились точным оформлением. В электронной библиотеке РГБ в открытом доступе находятся два многотомных собрания сочинений Маяковского, где можно сверить цитаты, их точность и написание, и найти редкие тексты.
Один его день, конец перечисления:


И, наконец, отдельная подборка ссылок на красочные иллюстрированные издания для детей 1920-х — 1930-х годов:

История Власа, лентяя и лоботряса / Рисунки Н.Ушаковой. — Москва : Молодая гвардия, [1927].

Эта книжечка моя про моря и про маяк / В. Маяковский ; Рисунки Б. Покровского. — Москва : Молодая гвардия, 1927.

Что ни страница, то слон, то львица / Рис. К. Зданевич. — Тифлис : Заккнига, [1928]. — [14] с. : цв. ил.; 28 см.

Конь-огонь : [стихи для детей] / В. Маяковский ; рис. Л. Поповой. — [Москва] : Гос. изд-во, 1928. — [11] с. : цв. ил.; 24 см.

Кем быть / В. Маяковский ; Рис. Н. Шифрин. — Москва : Государственное издательство, 1929.

Что такое хорошо и что такое плохо? / В. Маяковский ; Рисунки Алексея Лаптева. — Москва : Государственное издательство, 1930.

Детям / В. Маяковский ; рис. Д. Штеренберг. — [Москва] : Молодая гвардия, 1931. — 47 с. : ил.; 22 см.

Мы вас ждём, товарищ птица, отчего вам не летится? [Текст] : [стихи для детей среднего возраста] / Маяковский ; рис. Т. Мавриной. — Москва ; Ленинград : Огиз — Молодая гвардия, 1931. — 16 с. : ил.; 17 х 12 см.

Что такое хорошо и что такое плохо [Текст] : Для дошкольного возраста / В. Маяковский ; Рис. В. Ивановой. — Москва : Детиздат, 1936 (ф-ка детской книги). — Обл., [16] с. : крас. ил.; 29х22 см.



Для меня многое из найденного стало неожиданностью. Надеюсь, и для вас тоже.

Tags: иллюстрации, плакаты, списки литературы, уникальные книги
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 46 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Bestseligor

July 19 2018, 13:55:04 UTC 6 years ago

  • New comment
Отличный пост,
работа кончилась
Читаю мастера оцифровки
Автор- награду тебе срочно
От души спасибо за ссылки и фото
Рюмкой салютну тебе вечером точно!
Эта нелепость подражанье Поэту
Глупость ребячество ничего больше
Пытаюсь выразить этим комментом
Восторг
Радость
Благодарность и прочее...
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Featured Posts from This Journal