leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Categories:

Всё, что надо знать о книгах Древнего Китая

История китайской книги — это история изобретений и сохранения традиций. Истоки её теряются в глубине веков, география распространения выходит далеко за пределы Китая. В Китае были изобретены бумага и книгопечатание, в XI веке появился наборный шрифт. В Китае создавались книги на камне, бамбуке, дереве и шёлке. У нас, в Российской государственной библиотеке, открылась выставка «Традиционное китайское книжное искусство», на которой можно наглядно проследить развитие китайской книги — с древних времен до начала XX века.

Изобретение письменности

Иероглифы появились в Китае в глубокой древности. Самые ранние знаки — насечки на керамике — относятся к новому каменному веку. В эпоху Шан-Инь (XVI в. – 1122 год до н э.) письменность уже была развитой. Памятники Шан-Инь — надписи на гадательных костях. Некоторые из них были прочитаны современными учёными, некоторые до сих пор хранят свои тайны.

В эпоху Чжоу (1122–249 годы до н.э.) письменность бурно развивается, появился стиль письма дачжуань (письмо большой печати). До наших дней сохранились отлитые или выгравированные тексты на бронзовых сосудах и на камне. Древнейший образец — надписи на каменных барабанах, предположительно VI век до н.э.
IMG_5164-1_x900.jpg
Письмо большой печати. Из книги: История китайского письма (Шусе лиши). Пекин, 2007

книги Гравировка печатей в стиле чжуань (Чжуань кэ сюэ). Пекин, 1979 / Эстампажи надписей на бронзовых сосудах и других предметах.
В эпоху Цинь (221–207 до н. э.) и эпоху Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) появились новые стили письма: стиль сяочжуань (письмо малой печати), писцовое письмо лишу, полускоропись синшу и скоропись цаошу, уставное письмо кайшу. Кайшу стало наиболее распространенным стилем и остается таковым по сегодняшний день. Другие стили письма, даже архаичный сяочжуань, также можно увидеть в книгах всех последующих эпох. Скорописью синшу и цаошу написаны предисловия в некоторых книгах, при этом основной текст написан или напечатан уставным письмом кайшу. А сяочжуань традиционно используется для гравирования авторских и владельческих печатей.


Печати, принадлежавшие членам императорских семей. Страницы книги: Оттиски печатей из коллекции музея Императорского дворца в Пекине (Гугун боуюань цан гу синь сюань). Пекин, 1982

Книги до изобретения бумаги

Древнейшие китайские книги были написаны на бамбуковых планках и на деревянных дощечках. Когда появилась первая такая книга — неизвестно, но археологические находки свидетельствуют, что их история насчитывает более тысячелетия. Книги делали из древесины сосны, ивы, тополя и других деревьев. Дощечки соединяли шнурком или ремнём, сворачивали и хранили в свитках. Иероглиф 冊 [цэ], запечатлённый на гадательных костях эпохи Шан-Инь, представляет собой изображение дощечек, соединённых шнуром. В современном китайском языке этот иероглиф имеет значение «том».

На дощечках писали сверху вниз, вертикальные строки располагали справа налево. Это направление письма сохранялось в Китае вплоть до начала XX века. Исследования, посвящённые древнейшим книгам на деревянных дощечках, открывают экспозицию нашей выставки.

Книги-свитки на шёлке появились не позднее VII–VI веков до н.э. Шёлк был очень дорогим материалом и использовался значительно реже, чем дощечки.

Изобретение бумаги

Слава изобретателя бумаги принадлежит чиновнику по имени Цай Лунь (известен только год его смерти — 121). В книге V века «История Поздней династии Хань» рассказывается:

С древних времен для письма использовались бамбуковые дощечки, а если материал для письма был из шёлка, то его называли бумагой. Шёлк дорогой, а дощечки тяжёлые и неудобные. Лунь придумал использовать для производства бумаги кору деревьев, лубяные культуры, старые тряпки и рыболовные сети… С тех пор нет никого, кто не использовал бы этот рецепт.

Археологические находки, однако, говорят о том, что бумагу делали в Китае уже во II веке до н.э. Но пройдёт ещё долгое время, прежде чем она станет основным носителем письменных текстов: только в период правления династии Цзинь (265–420) громоздкие книги из дерева и бамбука окончательно уступают место бумажному свитку.


Сутра запредельной мудрости. Том 363. Факсимиле буддийской рукописи эпохи Тан (618–907). Харбин, 2016 (?)



Технология производства бумаги очень скоро стала известна в Корее, чуть позже — в Японии. В середине VIII века с бумагой познакомились арабы. В Самарканде начали работать мастерские по её изготовлению. Начался долгий путь бумаги из Китая на Запад.

Книги на камне

Что может быть долговечнее и надежнее камня? Высеченный на камне текст не боится времени и не может быть изменен. Поэтому в тех случаях, когда нужно было изготовить книгу для всего народа и на все века, использовали камень.

В истории китайской книги есть несколько «каменных изданий». Их задачей было донести до народа истинные канонические тексты, не содержащие ошибок, следовательно, не допускающие неправильных толкований и ересей. Впервые такое издание вышло в свет в 175–180 годах. В столице империи Хань — Лояне — были воздвигнуты стелы с исправленными текстами конфуцианских канонов. После «публикации» на дорогах возникли пробки: так много желающих снять копии съехалось в столицу!

Учёные подсчитали, что за всю историю Китая было осуществлено не менее семи «каменных» изданий конфуцианских канонов, последнее — в период с 1791 по 1794 год. Буддийские и даосские тексты также высекались на камне.

Тексты «каменных книг» копировались. Техника эстампажа появилась во II веке и вскоре получила широкое распространение. Она считается предшественницей ксилографии. Эстампаж изготавливался так: тонкий и мягкий лист бумаги смачивали водой, накладывали на поверхность камня и вдавливали в каждое углубление; после высыхания по бумаге проводили подушечкой, смоченной в туши; в результате получалась очень точная копия. Поскольку тексты высекались в технике углублённого рельефа, иероглифы оставались белыми, а промежутки между ними были закрашены тушью.

Эстампажи были очень популярны. Известно, что некоторые частные коллекции насчитывали сотни и даже тысячи таких копий, снятых не только с книг, но и с других памятников эпиграфики — памятных стел и бронзовых изделий.


Эстампаж стелы князя Вэнь-гуна, правителя княжества Чжэн. Стела была высечена в 511 году, а эстампаж изготовлен предположительно в эпоху Цин (1644–1911)

Изобретение ксилографии

Ксилография — техника печати с использованием деревянной доски, на поверхности которой вырезается текст или изображение в зеркальном отражении. Ксилография впервые появилась в Китае. Точное время изобретения её неизвестно. Древнейшие сохранившиеся образцы ксилографческих текстов датируются рубежом VII и VIII веков — это буддийские сутры, обнаруженные в XX веке в Турфанском оазисе, в Сиане и в пагоде Соккатхап монастыря Пульгукса.

Самая ранняя точно датированная книга в мире — «Алмазная сутра». Её колофон гласит:
咸統九年四月十五日王玠為二親敬造普施,
В переводе: Пятнадцатого числа четвертого месяца девятого года правления Сяньтун [868 год] Ван Цзе из уважения к своим родителям изготовил [эту книгу], чтобы повсеместно одаривать ею [верующих].

Древнейший экземпляр «Алмазной сутры» был обнаружен в Дуньхуане. Находится в коллекции Британской библиотеки (по ссылке доступна электронная копия):


Предпосылки появления техники ксилографии следует искать в искусстве изготовления и использования печатей, которое было развито уже в эпоху Шан-Инь, и в многовековой традиции высечения каменных стел и изготовления эстампажей. Важную роль в истории китайской книги сыграл буддизм. Буддисты верили, что размножение священных текстов — дело благочестивое, им можно заслужить прощение грехов и повлиять к лучшему на судьбы своих близких. И само по себе распространение буддизма и увеличение количества грамотных людей вели к тому, что потребность в книгах непрерывно возрастала.

Факсимильная копия ксилографического издания романа «Сон в красном тереме». Чжэцзян, 1879 (?)

Автор текста — куратор выставки «Традиционное китайское книжное искусство» Ольга Ижбулатова. На следующей неделе будет вторая часть — о цветной ксилографии, библиотеке в семи экземплярах (именно так) и о деревянном, оловянном... но не стеклянном, зато подвижном.

Выставка находится в Центре восточной литературы РГБ и открыта меньше трёх недель, до 23 апреля. Работает с 9:00 до 20:00 в любой день, кроме воскресенья. Посетить её можно с читательским билетом РГБ. При желании можно взять с собой ребёнка, его пропустят по читательскому билету взрослого. Вход бесплатный.

[Центр восточной литературы на карте. Выход не с «Боровицкой», а с «Библиотеки имени Ленина»]

Tags: зовём, неужели в библиотеке, уникальные книги
Subscribe

Posts from This Journal “уникальные книги” Tag

promo leninka_ru july 16, 19:34 66
Buy for 10 tokens
А у нас новость года! Доступ к полной базе оцифрованных диссертаций Ленинки получили все библиотеки России, подключённые к Национальной электронной библиотеке. Теперь можно пойти в районную или городскую библиотеку, сесть за компьютер, выбрать любые из 450 000 диссертаций и сколько угодно их…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 60 comments