leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Category:

Как Третьяков картины Репина переделывал

«Простите, что я вмешиваюсь в чужие дела, что же делать, когда они мне близки!» — писал Павел Третьяков в письме Илье Репину. Так он оправдывался за свои советы, как улучшить тот или иной шедевр великого художника.

Иногда Репин прислушивался к советам мецената, а иногда, к счастью, нет. Предлагаем вам представить себе, как выглядела бы та или иная картина Репина с «правками» Третьякова.

Портрет Тургенева (1874)


Источник фото: Википедия

В начале знакомства Третьякова с Репиным меценат получил в своё собрание от художника написанный им портрет писателя Ивана Тургенева. На него обрушились все художники и критики, так что Третьяков, прислушиваясь к ним, написал Репину: «Живописью я доволен, но сходство — не нахожу его вполне удовлетворительным, жена моя и брат тоже не находят»... и вскоре передал его из своего музея в галерею Солдатёнкова.

«Царевна Софья» (1879)


Источник фото: Википедия

Илья Репин изобразил опальную царевну в Новодевичьем монастыре, в те дни, когда вокруг казнили и пытали её приближённых — даже в окне виднеется повешенный стрелец.

Художник много времени проводил, изучая древние документы, и постарался исторически верно передать внешний вид Софьи, её одежду и убранство кельи. Третьяков очень хотел помочь улучшить картину. Он посоветовал в письме царевне «дать в руку ручное зеркало (иных тогда трудно иметь было, в особенности в монастыре), которое могло бы быть судорожно сжато и опущено; другая рука могла бы схватиться за стол или иное что; тогда фигура вышла бы еще выразительнее и энергичнее». Необходимость зеркала Третьяков объясняет так: «не могла она не посмотреть на себя, похожа ли ещё на царицу?»

А вы, видя за окном труп повешенного, захотите посмотреться в зеркало?

«На меже» (1879)


Источник фото: сайт Государственной Третьяковской галереи

В центре картины, написанной 35-летним Репиным, — его жена Вера Алексеевна. По мнению Третьякова, лучше бы этого холста вообще не было. Он писал художнику: «”На меже” не следовало бы ставить. Очень это ничтожно для вас». Репин поспешно согласился, что писал картину для продажи с благотворительной целью, и пусть её пришлют обратно художнику, раз она такая никчёмная.

«Крестный ход в Курской губернии» (1883)


Источник фото: Википедия

Критики называли это произведение собранием карикатурных типов, но и тут Третьяков поратовал об эстетизме. Он придумал вписать в центр картины молодую, красивую девушку, которая была бы олицетворением всего «русского»: «На днях я слышал разговор художников, что у Репина в картинах и этюдах все фигуры некрасивые, что у него люди ухудшенные против натуры; в этом, пожалуй, есть доля правды. В прежнем "Крестном ходе" была одна-единственная фигура — благообразная девушка, и ту Вы уничтожили; мне кажется, было бы очень хорошо на место бабы с футляром поместить прекрасную молодую девушку, которая бы несла этот футляр с верою и даже с восторгом (не забудьте, что это прежний «ход», а и теперь ещё есть глубоко верующие); вообще избегните всего карикатурного и проникните все фигуры верою, тогда это будет действительно глубоко русская картина!»

Однако здесь Репин не послушался советов мецената — напрасно или нет, судите сами.

«Не ждали» (1888)


Источник фото: Википедия

Главная героиня первого варианта картины «Не ждали» — молодая девушка, вернувшаяся домой. На втором варианте изображён мужчина-революционер, возвратившийся из ссылки. Репин несколько раз переписывал лицо этого мужчины, и Третьяков советовал ему выбрать, конечно, молодую и симпатичную модель: «Да, лицо в картине “Не ждали” необходимо переписать; нужно более молодое и непременно симпатичное. Не годится ли Гаршин?» Сходство ссыльного с писателем Всеволодом Гаршиным действительно было в одном из промежуточных вариантов, но в окончательном варианте ссыльный измождён, далеко не юн и не миловиден.

Книга, в которой собраны письма с этими комментариями, — интереснейшее свидетельство жизни художников-современников Репина, становления и пополнения Третьяковской галереи. Предлагаем прочесть её всем, кто интересуется русской культурой XIX века:

Репин Илья Ефимович (1844–1930). Письма И.Е.Репина ; Переписка с П.М.Третьяковым. 1873–1898. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1946. — 226 с. — (Труды Государственной Третьяковской галереи).



Tags: pdf, живопись±графика, представляем книгу, смешим
Subscribe

Posts from This Journal “представляем книгу” Tag

promo leninka_ru december 20, 2016 21:01 74
Buy for 10 tokens
Слабоумие и отвага Свобода и безграничные возможности! В наше время любой и всякий может самостоятельно издать книгу и выбрать любое и всякое для неё оформление. Очень увлекательный процесс... и шанс спознаться со всеми «граблями» вёрстки, типографики и дизайна.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →