leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

  • Mood:

«К 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова» выставка и конференция


Фоторепортаж (конференция и открытие выставки в Румянцевском зале отдела рукописей), Flickr


Петр Заболотский. Лермонтов в ментике лейб-гвардии гусарского полка. 1837. Портрет выполнен
учителем живописи Лермонтова по заказу Арсеньевой (картон, масло; Государственная Третьяковская
галерея). Среди прижизненных портрет считается одним из лучших.

В До­ме Паш­ко­ва к 200-ле­тию со дня рож­де­ния Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ча Лер­мон­то­ва про­шла на­уч­но-прак­ти­че­ская кон­фе­рен­ция и от­кры­лась вы­став­ка ру­ко­пи­сей и ри­сун­ков по­эта, под­го­тов­лен­ные НИО ру­ко­пи­сей РГБ. Круг идей Лер­мон­то­ва, твор­че­ство по­эта в кон­тек­сте ми­ро­вой куль­ту­ры, со­хра­не­ние его на­сле­дия и ис­точ­ни­ко­вед­че­ские про­бле­мы — та­ко­вы лишь не­ко­то­рые те­мы до­кла­дов на кон­фе­рен­ции. На вы­став­ке, кро­ме ори­ги­наль­но­го по­чер­ка Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ч,а мож­но уви­деть и ав­то­гра­фы Го­го­ля, Бе­лин­ско­го и ба­буш­ки ге­ния Ели­за­ве­ты Ар­се­нье­вой, ко­то­рые пе­ре­пи­сы­ва­ли по­нра­вив­ши­е­ся им про­из­ве­де­ния Лер­мон­то­ва.

«Лер­мон­тов не про­сто один из стол­пов рус­ской ли­те­ра­ту­ры, изоб­ра­зи­тель­но­го ис­кус­ства, му­зы­ки, он один из важ­ней­ших сим­во­лов на­шей куль­ту­ры», — от­ме­ти­ла во всту­пи­тель­ном сло­ве на­чаль­ник управ­ле­ния спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных от­де­лов РГБ Ма­рия Ер­ма­ко­ва. В фон­дах биб­лио­те­ки мож­но най­ти не­ма­ло сви­де­тельств то­му, как твор­че­ство по­эта и про­за­и­ка по­вли­я­ло на раз­ви­тие рус­ско­го кни­го­из­да­ния и ис­кус­ство ил­лю­стра­ции. Его про­из­ве­де­ния при­вле­ка­ли всех круп­ней­ших рус­ских ху­дож­ни­ков — Се­рова, Ай­ва­зов­ского, Ма­ков­ского, Ко­ро­вина, До­бу­жин­ского, Якоб­сона, Ка­ли­ту. Это да­ле­ко не пол­ный спи­сок тех, кто от­ра­зил та­лант Лер­мон­то­ва в ис­кус­стве книж­ной ил­лю­стра­ции. В част­но­сти, Мсти­слав До­бу­жин­ский к столе­тию со дня рож­де­ния по­эта, в 1914 году, стал ху­дож­ни­ком по­ве­сти «Каз­на­чей­ша», вы­пу­щен­ной Об­ще­ством лю­би­те­лей рус­ских книж­ных из­да­ний.

Лер­мон­тов стал ши­ро­ко из­да­ва­е­мым ав­то­ром че­рез тридцать лет по­сле ги­бе­ли — 1870—80-е го­ды его кни­ги ста­ли до­ступ­ны бук­валь­но всем, его про­из­ве­де­ния вы­пус­ка­лись и в се­рии «Ко­пей­ка», ко­то­рую мог ку­пить да­же са­мый не­бо­га­тый че­ло­век.



Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).

Твор­че­ство Лер­мон­то­ва ока­за­ло вли­я­ние и на раз­ви­тие оте­че­ствен­ной му­зы­ки. «По ко­ли­че­ству тек­стов, пе­ре­ло­жен­ных на му­зы­ку, он усту­па­ет ме­сто лишь Пуш­ки­ну», — рас­ска­за­ла глав­ный биб­лио­граф от­де­ла нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ Та­тья­на Горш­ко­ва. В ка­та­ло­ге РГБ мож­но най­ти свы­ше 1800 на­име­но­ва­ний му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний, на­пи­сан­ных на сти­хи и про­зу Лер­мон­то­ва, сре­ди ко­то­рых тво­ре­ния Пет­ра Чай­ков­ско­го, Алек­сандра Гу­ри­ле­ва, Се­ме­на Вар­ла­мо­ва. Ин­те­рес­но, что ши­ро­ко из­вест­ны ста­ли про­из­ве­де­ния ма­ло­из­вест­ных ком­по­зи­то­ров на сти­хи по­эта, на­при­мер ро­манс Ели­за­ве­ты Ша­ши­ной «Вы­хо­жу один я на до­ро­гу». Го­сти кон­фе­рен­ции смог­ли озна­ко­мить­ся с ча­стью этих нот­ных из­да­ний: на­при­мер, уви­деть од­но из укра­ше­ний фон­да — «Де­мо­на» Ан­то­на Ру­бин­штей­на, «Та­ма­ру» Ми­лия Ба­ла­ки­ре­ва с дар­ствен­ной над­пи­сью ком­по­зи­то­ра, «Утес» на му­зы­ку Сер­гея Рах­ма­ни­но­ва.

В ра­бо­те кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие из­вест­ные уче­ные-лер­мон­то­ве­ды, со­труд­ни­ки и пре­по­да­ва­те­ли на­уч­ных учре­жде­ний Моск­вы, Пен­зы, Ниж­не­го Нов­го­ро­да, Тве­ри, Са­ран­ска, Один­цо­ва, чле­ны Мос­ков­ско­го от­де­ле­ния Лер­мон­тов­ско­го об­ще­ства. Все­го в ра­бо­те кон­фе­рен­ции при­ня­ли уча­стие 14 док­то­ров и 9 кан­ди­да­тов на­ук, мо­ло­дые уче­ные и ас­пи­ран­ты. Ма­те­ри­а­лы до­кла­дов бу­дут опуб­ли­ко­ва­ны в го­то­вя­щем­ся к из­да­нию при со­дей­ствии РГНФ мно­го­том­ном эн­цик­ло­пе­ди­че­ском сло­ва­ре «М. Ю. Лер­мон­тов».

За­ве­ду­ю­щий НИО ру­ко­пи­сей Вик­тор Фе­до­ро­вич Мол­ча­нов об­ра­тил вни­ма­ние участ­ни­ков кон­фе­рен­ции на тот факт, что боль­шую цен­ность для ис­сле­до­ва­те­лей пред­став­ля­ют не толь­ко ав­то­гра­фы про­из­ве­де­ний Лер­мон­то­ва, но и их спис­ки, до­шед­шие до на­ше­го вре­ме­ни в боль­шом ко­ли­че­стве. В этом мож­но бы­ло убе­дить­ся на вы­став­ке ав­то­гра­фов и ри­сун­ков по­эта, от­кры­той в чи­таль­ном за­ле НИО ру­ко­пи­сей. Сре­ди экс­по­на­тов чер­но­вые ав­то­гра­фы сти­хо­тво­ре­ний «Люб­лю я це­пи си­них гор», «Я к вам пи­шу слу­чай­но, пра­во», «Две не­воль­ни­цы», «Чер­ны очи», «Ва­ле­рик».


Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).

В фон­дах от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ хра­нит­ся лишь не­боль­шая часть ар­хи­ва Лер­мон­то­ва, все­го 11 еди­ниц хра­не­ния. Од­на­ко не­ма­ло свя­зан­ных с его име­нем до­ку­мен­тов есть в дру­гих фон­дах, на­при­мер, при­жиз­нен­ные спис­ки со сти­хо­тво­ре­ний, сде­лан­ные ру­кой мно­гих его за­ме­ча­тель­ных со­вре­мен­ни­ков. На­при­мер, «Ка­за­чья ко­лы­бель­ная пес­ня» ру­кой ба­буш­ки по­эта Ели­за­ве­ты Алек­се­ев­ны Ар­се­нье­вой; «Мо­лит­ва», «Ан­гел» и «За­ве­ща­ние», сде­лан­ные ру­кой Ни­ко­лая Го­го­ля; по­э­ма «Де­мон», пе­ре­пи­сан­ная Вис­са­ри­о­ном Бе­лин­ским для сво­ей не­ве­сты. Под­го­тов­лен­ный к из­да­нию за­ве­ду­ю­щей сек­то­ром ру­ко­пис­ных книг Ма­ри­ной Сер­ге­ев­ной Кру­то­вой ка­та­лог ру­ко­пис­ный ма­те­ри­а­лов РГБ, свя­зан­ных с име­нем по­эта, на­счи­ты­ва­ет око­ло 300 еди­ниц хра­не­ния. Ин­те­рес­но, что ча­ще все­го пе­ре­пи­сы­ва­лись «Ан­гел» и «Де­мон».

С био­гра­фи­че­ски­ми ма­те­ри­а­ла­ми се­мьи по­эта да­ет воз­мож­ность по­зна­ко­мить­ся пись­мо его ба­буш­ки к пле­мян­ни­це Ма­рии Хю­гель (урожд. Ве­ре­ща­ги­ной), в ко­то­ром она по­здрав­ля­ет ее с рож­де­ни­ем до­че­ри Ели­за­ве­ты и по­сы­ла­ет «для но­во­рож­ден­но­го ди­тя­ти «ба­ю­каш­ную пес­ню» («Ка­за­чью ко­лы­бель­ную»), со­чи­нен­ную Лер­мон­то­вым и пе­ре­пи­сан­ную ею соб­ствен­но­руч­но. Му­зы­ко­ве­дам бу­дет ин­те­ре­сен ро­манс Куз­мин­ско­го на сти­хо­тво­ре­ние «Ни­щий», а так­же либ­рет­то опе­ры Ан­то­на Ру­бин­штей­на «Де­мон». Ли­те­ра­ту­ро­ве­дам — не из­вест­ный ши­ро­ко­му кру­гу спе­ци­а­ли­стов пе­ре­вод сти­хо­тво­ре­ний Лер­мон­то­ва «Ма­ло­рус­ськi спiван­ки на укра­ин­ский язык», сде­лан­ный в 1879 году.

Есть на вы­став­ке и ве­щи не­ожи­дан­ные: фо­то­гра­фия из­воз­чи­ка Ива­на Ан­дре­еви­ча Чу­хо­ни­на, вез­ше­го те­ло Лер­мон­то­ва с ме­ста ду­э­ли, и «Со­об­ще­ние Гра­дов­ско­го Гри­го­рия Кон­ста­ти­но­ви­ча о раз­ре­ше­нии мит­ро­по­ли­та Ис­и­до­ра на па­ни­хи­ду по Лер­мон­то­ву Михаилу Юрьевичу в Ка­зан­ском со­бо­ре, 1891 июля 12. Ав­то­граф-ко­пия». Та­ким об­ра­зом, вол­ну­ю­щий мно­гих во­прос, бы­ло ли раз­ре­ше­но от­пе­ва­ние Ми­ха­и­ла Юрье­ви­ча, по­лу­ча­ет по­ло­жи­тель­ный от­вет.


Рукописи Михаила Лермонтова в фонде РГБ. НИОР РГБ, ф. 500 (Фонд Лермонтова).


Tags: pdf, подборки для любования
Subscribe
Buy for 10 tokens
Кто хочет быть первооткрывателем? Выставка заработала перед майскими праздниками, и до неё не успел добраться ещё ни один блогер, кто напишет о ней первым? В Ивановском зале РГБ — новая экспозиция «Император Александр II. Воспитание просвещением». Сначала она рассказывает о том,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments