leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

200 лет Московской духовной академии

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, Дом Пашкова, чи­таль­ный зал отдела рукописей РГБ
Вре­мя про­ве­де­ния: 2—15 июня 2014 года


Сборник церковных песнопений (Стихиры, Октоих, Ирмологий, песнопения Обихода и др.) на крюковых
нотах. XVI век. НИОР РГБ, ф. 173/II, № 102.1.

В чи­таль­ном за­ле НИОР РГБ от­кры­лась вы­став­ка, по­свя­щен­ная 200-ле­тию Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии (МДА). Ар­хи­вы МДА, на­ря­ду с до­ку­мен­та­ми из Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры, в ко­то­рой она рас­по­ла­га­лась, со­став­ля­ют од­ни из са­мых за­ме­ча­тель­ных до­ку­мен­тов биб­лио­те­ки. Экс­по­зи­ция пред­ла­га­ет не­боль­шой экс­курс в ис­то­рию ака­де­мии при по­мо­щи сви­де­тельств ее по­все­днев­ной жиз­ни: от­зы­вов на на­уч­ные ра­бо­ты и класс­ных жур­на­лов, фо­то­гра­фий и кон­спек­тов лек­ций. Кро­ме этих до­ку­мен­тов, на вы­став­ке есть и ста­рин­ные ру­ко­пис­ные кни­ги.

Ис­то­рия ар­хи­вов Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии на­чи­на­ет­ся с ос­но­ва­ни­ем Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря око­ло 1335 года. Сре­ди мно­го­чис­лен­ных ру­ко­пис­ных со­бра­ний на­шей стра­ны од­но из пер­вых мест по сво­е­му ис­то­ри­ко-ху­до­же­ствен­но­му зна­че­нию за­ни­ма­ют его ру­ко­пи­си. На про­тя­же­нии мно­гих ве­ков Тро­и­це-Сер­ги­ев мо­на­стырь был сре­до­то­чи­ем куль­тур­ных сил рус­ско­го на­ро­да, ак­тив­ным идео­ло­ги­че­ским цен­тром рус­ской го­су­дар­ствен­но­сти.

В биб­лио­те­ке мо­на­сты­ря бы­ли со­бра­ны луч­шие об­раз­цы ру­ко­пис­ных и ста­ро­пе­чат­ных книг. На­ча­ло биб­лио­те­ке бы­ло по­ло­же­но пре­по­доб­ным Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским. Его пре­ем­ник, игу­мен Ни­кон, при­ло­жил мно­го сил для укреп­ле­ния и укра­ше­ния мо­на­сты­ря. Ле­то­пи­си рас­ска­зы­ва­ют о том, что он по­ощ­рял Епи­фа­ния Пре­муд­ро­го в со­став­ле­нии жи­тия Сер­гия Ра­до­неж­ско­го, а при­пис­ки пис­цов на ру­ко­пис­ных кни­гах на­ча­ла XV ве­ка сви­де­тель­ству­ют о стрем­ле­нии Ни­ко­на по­пол­нить мо­на­стыр­скую биб­лио­те­ку.


Книги шестнадцати пророков с толкованиями. На листе 1 запись писца: «В лето 6998 (1489) декабря 25
написана сия божественныа пророческиа книгы в переименитом и славнем градо Москве (Василию Мамырию
диаку)». НИОР РГБ, ф. 173/I, № 20.

В XV, XVI и XVII ве­ках в мо­на­сты­ре ра­бо­та­ли Епи­фа­ний Пре­муд­рый, Па­хо­мий Ло­го­фет, Мак­сим Грек, Ав­ра­амий Па­ли­цын, Си­мон Аза­рьин, Ар­се­ний Су­ха­нов. В XVI—XVII ве­ках биб­лио­те­ка мо­на­сты­ря по­чи­та­лась ав­то­ри­тет­ней­шей, из нее бра­ли кни­ги для свер­ки тек­стов на Пе­чат­ный двор. Биб­лио­те­ка бес­пре­рыв­но по­пол­ня­лась ав­то­гра­фа­ми пи­са­те­лей и пе­ре­вод­чи­ков, спис­ка­ми, вы­пол­нен­ны­ми в сте­нах мо­на­сты­ря «за­мыш­ле­ни­ем» игу­ме­нов и со­бор­ных стар­цев, «по­ве­ле­ни­ем» част­ных за­каз­чи­ков, а так­же ру­ко­пи­ся­ми, по­сту­пав­ши­ми из дру­гих мо­на­сты­рей: Чу­дов­ско­го, Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го, Иоси­фо-Во­лоц­ко­го, Кир­жац­ко­го.

Си­сте­ма бо­го­слов­ских об­ра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний в Рос­сии на­ча­ла фор­ми­ро­вать­ся во вто­рой по­ло­ви­не XVI века, ко­гда воз­ник­ла не­об­хо­ди­мость со­зда­ния учеб­ных за­ве­де­ний, ко­то­рые бы го­то­ви­ли ши­ро­ко об­ра­зо­ван­ных слу­жи­те­лей церк­ви и го­су­дар­ства. В XVII веке по­яв­ля­ет­ся не­сколь­ко та­ких школ и учи­лищ. Бы­ли от­кры­ты пат­ри­ар­шая шко­ла в Чу­до­вом мо­на­сты­ре, го­су­дар­ствен­ная шко­ла для обу­че­ния по­дья­чих При­ка­за тай­ных дел в За­и­ко­но­спас­ском мо­на­сты­ре, Ти­по­граф­ская шко­ла.

В 1687 году в За­и­ко­но­спас­ском мо­на­сты­ре на ос­но­ве Ти­по­граф­ской и Бо­го­яв­лен­ской школ бы­ло от­кры­то учи­ли­ще, явив­ше­е­ся наи­выс­шим до­сти­же­ни­ем в об­ла­сти про­све­ще­ния Рос­сии XVII века. Это учи­ли­ще за­тем бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­скую ака­де­мию (СГЛА). С 1807 года в Рос­сии на­ча­лись ра­бо­ты по про­ве­де­нию ре­фор­мы ду­хов­ных школ. СГЛА бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на в Мос­ков­скую ду­хов­ную ака­де­мию, от­кры­тие ко­то­рой со­сто­я­лось 1 ок­тяб­ря 1814 года. В 1747 го­ду ар­хи­манд­рит Ар­се­ний при­ка­зал вы­брать из мо­на­стыр­ской биб­лио­те­ки «за ку­ри­оз при­чи­та­е­мые кни­ги» и пе­ре­дать их в Тро­иц­кую ду­хов­ную се­ми­на­рию, от­кры­тую в лав­ре в 1742 го­ду. По­сле об­ра­зо­ва­ния в 1814 го­ду на тер­ри­то­рии лав­ры Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии, про­су­ще­ство­вав­шей до 1918 года, кни­ги эти пе­ре­шли в биб­лио­те­ку по­след­ней. На вы­став­ке в НИОР РГБ мож­но уви­деть эс­ки­зы биб­лио­теч­ных шка­фов и фо­то­гра­фии тех, кто за­ни­мал­ся пе­ре­нос­кой книг.


Эскизы библиотечных шкафов. 1875, б/д. НИОР РГБ, ф. 172, к. 150, ед. хр. 13.
Константин Михайлович Попов. НИОР РГБ, ф. 172, к. 477, ед. хр. 46.
Иеромонах Рафаил Никольский, помощник библиотекаря МДА. НИОР РГБ, ф. 172, к. 477, ед. хр. 48.

Так еди­ный ис­то­ри­че­ски сло­жив­ший­ся биб­лио­теч­ный ком­плекс был раз­де­лен на две ча­сти — биб­лио­те­ку Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры и биб­лио­те­ку Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии. Кро­ме то­го, не­боль­шая часть осо­бо по­чи­та­е­мых или цен­ных ру­ко­пи­сей оста­лась в риз­ни­це мо­на­сты­ря как от­дель­ное со­бра­ние. По­сле Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции все книж­ное и ру­ко­пис­ное иму­ще­ство лав­ры и МДА бы­ло пе­ре­да­но в ве­де­ние Го­су­дар­ствен­но­го Ру­мян­цев­ско­го му­зея, но оста­ва­лось в сте­нах мо­на­сты­ря в ка­че­стве Сер­ги­ев­ско­го фи­ли­а­ла Ру­мян­цев­ско­го му­зея до 1929—1930 годов. За­тем эти ру­ко­пи­си бы­ли пе­ре­да­ны в Го­су­дар­ствен­ную биб­лио­те­ку СССР им. В. И. Ле­ни­на, где хра­нят­ся по на­сто­я­щее вре­мя в со­ста­ве фон­дов НИОР РГБ.

С 2000 года на­ча­лась сов­мест­ная ра­бо­та НИОР РГБ и Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры, по до­го­во­ру бы­ло оциф­ро­ва­но со­бра­ние Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии, с ко­то­рым се­го­дня мож­но озна­ко­мить­ся на офи­ци­аль­ном сай­те мо­на­сты­ря. «Ин­те­рес­но, что оциф­ров­ку на­ча­ли с со­чи­не­ний сту­ден­тов ака­де­мии», — рас­ска­зы­ва­ет глав­ный хра­ни­тель НИОР РГБ Оль­га Лео­ни­дов­на Со­ло­ми­на. Сре­ди сви­де­тельств сту­ден­че­ской жиз­ни на вы­став­ке — со­бра­ние кон­спек­тов, на­пе­ча­тан­ное ме­то­дом рек­то­гра­фии, от­зыв Ва­си­лия Клю­чев­ско­го на дис­сер­та­цию Ни­ко­лая Ти­хо­ми­ро­ва, ру­ко­пис­ные за­пи­си, сде­лан­ные ру­кой отца Пав­ла Фло­рен­ско­го, спис­ки сту­ден­тов, до­клад­ные за­пис­ки, про­грам­мы за­ня­тий и да­же сту­ден­че­ское ме­ню. Дей­стви­тель­но, как сре­ди уче­ни­ков, так и пре­по­да­ва­те­лей ака­де­мии бы­ло не­ма­ло вы­да­ю­щих­ся лич­но­стей.


Канцелярия МДА. Правила поведения студентов. 1828. НИОР РГБ, ф. 172, к. 145, ед. хр. 12.
Фотография (групповая). Двадцать четвертый курс (1860—1864) студентов Московской духовной
академии. Работа фотографии Троице-Сергиевой лавры. НИОР РГБ, ф. 172, к. 537, ед. хр. 31.

Ру­ко­пи­си из биб­лио­те­ки лав­ры и биб­лио­те­ки ака­де­мии со­ста­ви­ли в РГБ два от­дель­ных со­бра­ния: со­бра­ние Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры (фонд № 304) и со­бра­ние Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии (фонд № 173). Ру­ко­пи­си из риз­ни­цы бы­ли при­со­еди­не­ны к фон­ду № 304. Фонд № 172 (Ар­хив МДА) вклю­ча­ет до­ку­мен­ты: кон­фе­рен­ции МДА, со­ве­та МДА, биб­лио­те­ки МДА, Цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ско­го му­зея при МДА, Мос­ков­ско­го ко­ми­те­та для цен­зу­ры ду­хов­ных книг. Ху­до­же­ствен­ная сто­ро­на ос­нов­но­го ком­плек­са ру­ко­пи­сей — ми­ни­а­тю­ры, ор­на­мент, гра­вю­ры, пе­ре­пле­ты — от­ра­жа­ет мно­го­гран­ную кар­ти­ну раз­ви­тия мос­ков­ско­го ис­кус­ства ΧV—XVII ве­ков. Кро­ме ос­нов­но­го ком­плек­са изоб­ра­зи­тель­но­го ма­те­ри­а­ла со­бра­ния, яв­ля­ю­ще­го­ся вы­ра­же­ни­ем ху­до­же­ствен­ной жиз­ни Моск­вы и соб­ствен­но Тро­и­це-Сер­ги­е­ва мо­на­сты­ря, в биб­лио­те­ке хра­ни­лись ру­ко­пи­си ран­не­го пе­ри­о­да — XII—XIV ве­ков, без ко­то­рых не­мыс­ли­мо пред­ста­вить кар­ти­ну ис­кус­ства пе­ри­о­да фе­о­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти Ру­си, и ма­те­ри­а­лы XVII века, свя­зан­ные с твор­че­ством дру­гих мо­на­сты­рей. Не­ко­то­рые из этих ру­ко­пи­сей, на­при­мер «Кни­гу шест­на­дца­ти про­ро­ков с тол­ко­ва­ни­я­ми» (1489), мож­но так­же уви­деть на вы­став­ке.

Для вы­став­ки в чи­таль­ном за­ле НИОР РГБ бы­ли ис­поль­зо­ва­ны ма­те­ри­а­лы фон­дов Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии: № 172 Мос­ков­ская ду­хов­ная ака­де­мия, № 173 Ар­хив МДА, № 541 Ар­хив Го­лу­бин­ско­го Е. Е., № 731 Ар­хив Клю­чев­ско­го В. О.


Курс метафизики. Конспект. Пособие для слушателей при подготовке к экзаменам. 1907—1908. Ректограф.
НИОР РГБ, ф. 172, к. 537, ед. хр. 15.
Фотографии профессоров Московской духовной академии (слева направо): Субботин Н. И. (ед. хр. 60),
Беляев А. Д. (ед. хр. 3), Горский-Платонов П. И. (ед. хр. 18). НИОР РГБ, ф. 172, к. 477, ед. хр. 3, 18, 60.


Меню с 28 декабря 1903 года по 3 января 1904 года. НИОР РГБ, ф. 172, к. 151, ед. хр. 7.
Портфель Е. Е. Голубинского, с которым он ходил на лекции в МДА.
НИОР РГБ, ф. 541, к. 15, ед. хр. 19.
Фотография Е. Е.
Голубинского на балконе дома в Сергиевом Посад. 1907—1912.

НИОР РГБ, ф. 541, к. 15, ед. хр. 17.

Tags: библиотека в объективе
Subscribe
promo leninka_ru september 10, 21:32 49
Buy for 10 tokens
Вчера, 9 сентября, Александра Элбакян вернула российским пользователям доступ к созданному ею ресурсу Sci-Hub, который сама же и заблокировала на территории России начиная с 5 сентября (кстати, это был 6-летний юбилей Sci-Hub). В обращении, которое открывалось вместо сайта, Александра назвала…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments