leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Выставка «История Первой мировой войны (1914—1918) в открытках»

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, чи­таль­ный зал от­де­ла изо­из­да­ний РГБ
Вре­мя про­ве­де­ния: 8 июля — 31 августа 2014 года
Фотогалерея на Flickr

От­дел изо­из­да­ний РГБ к сто­ле­тию со дня на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой вой­ны под­го­то­вил вы­став­ку от­кры­ток. Кар­точ­ки от­ра­жа­ют по­ли­ти­че­скую и бы­то­вую сто­ро­ны во­ен­но­го кон­флик­та: по фо­то­гра­фи­че­ским и ри­со­ван­ным изоб­ра­же­ни­ям мож­но по­лу­чить све­де­ния о стра­нах — участ­ни­цах вой­ны, по­зна­ко­мить­ся с тек­стом ма­ни­фе­ста рус­ско­го ца­ря, по­чув­ство­вать на­стро­е­ния рус­ско­го об­ще­ства, по­лу­чить пред­став­ле­ние о раз­ви­тии ис­кус­ства гра­фи­ки и фо­то­гра­фии в на­ча­ле ХХ ве­ка. Вы­став­ка от­кры­та до 31 ав­гу­ста.

20 июля 1914 года в от­вет на объ­яв­ле­ние Гер­ма­ни­ей вой­ны Рос­сии был под­пи­сан вы­со­чай­ший ма­ни­фест о вступ­ле­нии Рос­сии в вой­ну. Ни­ко­лай II объ­явил его с бал­ко­на Зим­не­го двор­ца пе­ред ты­ся­ча­ми лю­дей, со­брав­ши­ми­ся на Двор­цо­вой пло­ща­ди в Санкт-Петербурге. В ма­ни­фе­сте вы­ра­жа­лось по­же­ла­ние, что­бы «в этот год страш­но­го ис­пы­та­ния внут­рен­ние спо­ры бы­ли за­бы­ты, что­бы со­юз ца­ря и на­ро­да укреп­лял­ся». Текст ма­ни­фе­ста, сним­ки июль­ских ма­ни­фе­ста­ций и мо­би­ли­за­ции, де­мон­стри­ру­ю­щие пат­ри­о­ти­че­ский подъ­ем, по­яви­лись на стра­ни­цах га­зет и на от­крыт­ках.


Од­ни­ми из них бы­ли и фо­то­гра­фии из­вест­но­го пе­тер­бург­ско­го фо­то­гра­фа на­ча­ла ХХ ве­ка Кар­ла Бул­лы, ко­то­рые мож­но уви­деть на ны­неш­ней вы­став­ке в РГБ. Вско­ре к фо­то­гра­фи­че­ским от­крыт­кам до­ба­ви­лись ри­со­ван­ные изоб­ра­же­ния, ав­то­ра­ми ко­то­рых ста­ли луч­шие ху­дож­ни­ки то­го вре­ме­ни. Мож­но ска­зать, что от­крыт­ки со­про­вож­да­ли во­ен­ный кон­фликт на всем его про­тя­же­нии.

В на­ча­ле вой­ны в нее вклю­чи­лись восемь го­су­дарств Ев­ро­пы: Гер­ма­ния и Ав­ст­ро-Вен­грия про­тив Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции, Рос­сии, Бель­гии, Сер­бии и Чер­но­го­рии. К кон­цу вой­ны в нее уже бы­ло во­вле­че­но боль­шин­ство стран ми­ра: четыре го­су­дар­ства участ­во­ва­ли на сто­ро­не ав­ст­ро-гер­ман­ско­го бло­ка и 34 на сто­ро­не Ан­тан­ты.

Ил­лю­стри­ро­ван­ные от­крыт­ки и дру­гие ви­зу­аль­ные ма­те­ри­а­лы, осо­бен­но в пер­вый год вой­ны, на­гляд­но зна­ко­ми­ли со стра­на­ми-участ­ни­ка­ми, пред­став­ляя лич­но­сти ца­рей и пра­ви­те­лей, кар­ты Ев­ро­пы, на­ци­о­наль­ные фла­ги и гим­ны, ви­ды об­мун­ди­ро­ва­ния сол­дат. На от­крыт­ках мож­но уви­деть ин­те­рес­ную изо­ста­ти­сти­ку: чис­лен­ность на­се­ле­ния и ар­мий, объ­е­мы хлеб­ных за­па­сов. На­при­мер, на од­ной из кар­то­чек на вы­став­ке по­ка­за­но ко­ли­че­ство ло­ша­дей во­ю­ю­щих дер­жав: боль­ше все­го со сто­ро­ны Рос­сии (33 млн го­лов).

В на­ча­ле вой­ны ху­до­же­ствен­ную ин­тел­ли­ген­цию за­хлест­ну­ла вол­на пат­ри­о­тиз­ма. В мо­мент во­ен­ной угро­зы вне­сти свою леп­ту в по­мощь ра­не­но­му, убе­дить сра­жа­ю­щих­ся в ис­то­ри­че­ской не­из­беж­но­сти про­ис­хо­дя­ще­го, все­лить уве­рен­ность в по­бе­де — все эти за­да­чи ве­ли­ко­леп­но ре­ша­лись ху­до­же­ствен­ны­ми сред­ства­ми пла­ка­та.

Идея «рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го» ста­ла в пла­ка­те осо­бен­но ак­ту­аль­ной и вдох­но­ви­ла мно­гих из­вест­ных жи­во­пис­цев и гра­фи­ков. В их чис­ле Аб­рам Ар­хи­пов, бра­тья Вас­не­цо­вы, Сер­гей Ви­но­гра­дов, Кон­стан­тин Ко­ро­вин, Лео­нид Па­стер­нак, Иг­на­тий Ни­вин­ский и дру­гие. Мно­гие из них ра­бо­та­ли без­воз­мезд­но. Од­ним из пер­вых был со­здан пла­кат «На по­мощь жерт­вам вой­ны» Лео­ни­да Па­стер­на­ка, вы­звав­ший да­же лич­ную ре­ак­цию ца­ря. Этот пла­кат в ви­де от­крыт­ки мож­но уви­деть и на вы­став­ке в РГБ — изоб­ра­же­ния то­гда ти­ра­жи­ро­ва­лись од­но­вре­мен­но для пла­ка­тов и от­кры­ток.

Не­ма­ло от­кры­ток бы­ло по­свя­ще­но и ра­бо­те бла­го­тво­ри­тель­ных ор­га­ни­за­ций, чис­ло ко­то­рых в го­ды вой­ны зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось. На­ря­ду с су­ще­ство­вав­ши­ми Рос­сий­ским Крас­ным Кре­стом и Рос­сий­ским об­ще­ством Зе­ле­но­го Кре­ста, воз­ник­ло мно­го но­вых, ре­шав­ших ло­каль­ные за­да­чи. На­при­мер, Ко­ми­тет по ока­за­нию по­мо­щи се­мьям лиц, при­зван­ных на вой­ну, Ко­ми­тет «Кни­га — сол­да­ту», Мос­ков­ский ко­ми­тет по снаб­же­нию та­ба­ком во­и­нов пе­ре­до­вых по­зи­ций.

Бла­го­тво­ри­тель­ность ста­ла за­да­чей не толь­ко земств, спе­ци­аль­ных ко­ми­те­тов, об­щин, но и част­ных лиц. Труд­но пе­ре­оце­нить и вклад ко­ми­те­тов, дей­ство­вав­ших под по­кро­ви­тель­ством чле­нов Им­пе­ра­тор­ско­го до­ма, сре­ди ко­то­рых бы­ли Им­пе­ра­три­ца Алек­сандра Фе­до­ров­на и до­че­ри ца­ря. Так, на од­ной из фо­то­гра­фи­че­ских кар­то­чек за­пе­чат­лен ви­зит Им­пе­ра­три­цы и Ве­ли­ких кня­жон Оль­ги и Та­тья­ны в Цар­ско­сель­ский двор­цо­вый ла­за­рет.

На­ря­ду с ре­а­ли­сти­че­ски­ми и са­ти­ри­че­ски­ми сю­же­та­ми в от­крыт­ках осо­бую на­груз­ку нес­ли ал­ле­го­ри­че­ские и сим­во­ли­че­ские изоб­ра­же­ния. Осо­бым со­дер­жа­ни­ем на­пол­ни­лась и вся го­су­дар­ствен­ная сим­во­ли­ка — дву­гла­вый орел, трех­цвет­ный флаг, зна­ки им­пе­ра­тор­ской вла­сти. Их с по­чте­ни­ем и лю­бо­вью изоб­ра­жа­ли на от­крыт­ках.

Кро­ме то­го, вой­на все­гда вос­при­ни­ма­лась на­род­ным со­зна­ни­ем как ми­сти­че­ское яв­ле­ние — не про­сто сра­же­ние двух враж­ду­ю­щих го­су­дарств, но борь­ба на­чал Добра и Зла. Ис­хо­дя из та­кой трак­тов­ки, не­ред­ко воз­ни­кал об­раз вра­га — же­сто­ко­го из­вер­га, уни­что­жа­ю­ще­го на сво­ем пу­ти все жи­вое. На борь­бу с ним не­ред­ко вдох­нов­ля­ли об­ра­зы рус­ских бо­га­ты­рей и свя­тых во­и­нов — Дмит­рия Дон­ско­го, Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, ри­со­ван­ные изоб­ра­же­ния ко­то­рых мно­жи­лись на по­пу­ляр­ных от­крыт­ках.

В сю­же­тах от­кры­ток Пер­вой ми­ро­вой вой­ны зна­чи­тель­ное ме­сто от­ве­де­но пра­во­слав­ной ве­ре. В усло­ви­ях же­сто­ких стра­да­ний и раз­лу­ки мил­ли­о­нов се­мей ве­ра в Бо­га укреп­ля­ла дух, по­мо­га­ла до­стой­но пе­ре­жить вой­ну. Про­во­жая на фронт род­ных, же­ны и ма­те­ри да­ва­ли во­и­нам об­раз­ки свя­тых, бла­го­слов­ля­ли, го­ря­чо мо­ли­лись о со­хра­не­нии их жиз­ней. Все это слу­жи­ло мо­ти­ва­ми для от­кры­ток. «Гос­подь не оста­вит дом доб­ро­го во­и­на», — со­об­ща­ет од­на из кар­то­чек, изоб­ра­жа­ю­щая гор­ни­цу с мо­ля­щей­ся сол­дат­ской ма­те­рью и вхо­дя­ще­го в ок­но ан­ге­ла.

Выс­шие си­лы по­мо­га­ли как род­ным во­и­нов, так и им са­мим на по­ле бит­вы. Так, на обо­ро­те дру­гой от­крыт­ки из фон­дов РГБ мож­но най­ти то­му под­твер­жде­ние. Здесь при­во­дит­ся со­об­ще­ние из «Бир­же­вых ве­до­мо­стей» от 25 сен­тяб­ря 1914 го­да: «По­сле на­ше­го от­ступ­ле­ния наш офи­цер с це­лым по­лу­эс­кад­ро­ном в

и­дел ви­де­ние. Они толь­ко что рас­по­ло­жи­лись на би­ву­а­ке. Бы­ло 11 ча­сов ве­че­ра. То­гда при­бе­га­ет ря­до­вой с удив­лен­ным ли­цом и го­во­рит: "Ва­ше вы­со­ко­бла­го­ро­дие, иди­те". По­ру­чик Р. по­шел и вдруг ви­дит на не­бе Бо­жию Ма­терь с Иису­сом Хри­стом на од­ной ру­ке, а дру­гой ру­кой ука­зы­ва­ю­щей на за­пад. Все ниж­ние чи­ны сто­ят на ко­ле­нях и мо­лят­ся не­бес­ной По­кро­ви­тель­ни­це. По­том это ви­де­ние из­ме­ни­лось в боль­шой крест и ис­чез­ло. По­сле это­го разыг­ра­лось боль­шое сра­же­ние на за­па­де под Ав­гу­сто­вым, озна­ме­но­вав­ше­е­ся боль­шой по­бе­дой».

Tags: иллюстрации, подборки для любования
Subscribe
promo leninka_ru september 10, 21:32 49
Buy for 10 tokens
Вчера, 9 сентября, Александра Элбакян вернула российским пользователям доступ к созданному ею ресурсу Sci-Hub, который сама же и заблокировала на территории России начиная с 5 сентября (кстати, это был 6-летний юбилей Sci-Hub). В обращении, которое открывалось вместо сайта, Александра назвала…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments