leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Categories:

Выставка «Четки». К 100-летию выхода второй книги стихов Анны Ахматовой

В Му­зее кни­ги РГБ от­ме­ча­ют сто­ле­тие со дня вы­хо­да вто­рой кни­ги сти­хов Ан­ны Ах­ма­то­вой «Чет­ки». 1914 год — так­же год на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. Ан­на Ан­дре­ев­на ожи­да­ла, что кни­га за­те­ря­ет­ся на фо­не гром­ких со­бы­тий на­ча­ла ве­ка. Од­на­ко мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вав­ша­я­ся в ХХ ве­ке она, как и про­чие тво­ре­ния Ах­ма­то­вой, про­дол­жа­ет жить до сих пор. В Му­зее кни­ги мож­но уви­деть как уни­каль­ные пер­вые из­да­ния сбор­ни­ка с ав­то­гра­фа­ми ав­то­ра, так и по­сле­ду­ю­щие ин­те­рес­ные пе­ре­из­да­ния, с ред­ки­ми фо­то­гра­фи­я­ми и ил­лю­стра­ци­я­ми.

«В мар­те 1914 го­да вы­шла вто­рая кни­га — "Чет­ки". Жиз­ни ей бы­ло от­пу­ще­но при­мер­но шесть не­дель. В на­ча­ле мая пе­тер­бург­ский се­зон на­чи­нал за­ми­рать, все по­не­мно­гу разъ­ез­жа­лись. На этот раз рас­ста­ва­ние с Пе­тер­бур­гом ока­за­лось веч­ным. Мы вер­ну­лись не в Пе­тер­бург, а в Пет­ро­град, из XIX ве­ка сра­зу по­па­ли в ХХ, все ста­ло иным, на­чи­ная с об­ли­ка го­ро­да. Ка­за­лось, ма­лень­кая кни­га лю­бов­ной ли­ри­ки на­чи­на­ю­ще­го ав­то­ра долж­на бы­ла по­то­нуть в ми­ро­вых со­бы­ти­ях. Вре­мя рас­по­ря­ди­лось ина­че», — так пи­са­ла Ан­на Ах­ма­то­ва о сво­ей вто­рой кни­ге сти­хов в ав­то­био­гра­фи­че­ском очер­ке «Ко­рот­ко о се­бе».


Кни­га, дей­стви­тель­но, «не по­то­ну­ла» — бо­лее то­го, до 1923 года ее пе­ре­из­да­ва­ли девять раз. Она и вы­шла не­ма­лым для то­го вре­ме­ни ти­ра­жом — 1100 эк­зем­пля­ров. Кор­рек­ту­ру осу­ществ­лял вы­да­ю­щий­ся по­эт и пе­ре­вод­чик Ми­ха­ил Ло­зин­ский, со­зда­тель из­да­тель­ства «Ги­пер­бо­рей», где пе­ча­та­лись про­из­ве­де­ния ак­ме­и­стов, вклю­чая кни­ги Ах­ма­то­вой.

На вы­став­ке в РГБ мож­но уви­деть кни­гу из са­мо­го пер­во­го ти­ра­жа, с хо­ро­шо со­хра­нив­шей­ся дар­ствен­ной над­пи­сью Ан­ны Ан­дре­ев­ны: «Ге­ор­гию Ива­но­ви­чу Чул­ко­ву, пер­во­му при­вет­ство­вав­ше­му эту кни­гу, от его дав­не­го дру­га Ан­ны Ах­ма­то­вой. Пе­тер­бург, вес­на 1914 г.».

Ге­ор­гий Ива­но­вич Чул­ков (1879—1939) — по­эт, пи­са­тель, кри­тик, ко­то­рый од­ним из пер­вых вы­со­ко оце­нил сти­хи Ах­ма­то­вой, еще в 1911 году при­чис­лив ее в од­ной из сво­их ре­цен­зий к наи­бо­лее ин­те­рес­ным ма­сте­рам сло­ва со­вре­мен­но­сти. На «Чет­ки» Чул­ков то­же от­клик­нул­ся ста­тьей «Пись­ма со сто­ро­ны», где про­ти­во­по­ста­вил по­э­зию Ах­ма­то­вой в це­лом и «Чет­ки» в част­но­сти бес­смыс­лен­но­му сти­хо­твор­но­му по­то­ку ав­то­ров, устрем­лен­ных к чи­сто фор­маль­ным до­сти­же­ни­ям.

В 1915 и 1916 годах кни­га сно­ва пе­ре­из­да­ва­лась в «Ги­пер­бо­рее», на вы­став­ке мож­но уви­деть 2-е и 4-е ее из­да­ния. Одно из них вхо­ди­ло в со­бра­ние Ана­то­лия Кузь­ми­ча Та­ра­сен­ко­ва (1909—1956), со­вет­ско­го ли­те­ра­ту­ро­ве­да и биб­лио­фи­ла, за­ме­сти­те­ля глав­ных ре­дак­то­ров жур­на­лов «Зна­мя» и «Но­вый мир», со­брав­ше­го огром­ную кол­лек­цию при­жиз­нен­ных из­да­ний рус­ских по­этов пер­вой по­ло­ви­ны ХХ ве­ка. Она со­став­ля­ла око­ло 10 тысяч еди­ниц, 7250 из ко­то­рых бы­ли в 1973 году при­об­ре­те­ны Го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­кой СССР им. В. И. Ле­ни­на (ныне РГБ).

«Чет­ки» про­дол­жи­ли ли­ри­че­ский сю­жет пер­вой кни­ги Ах­ма­то­вой «Ве­чер» и про­де­мон­стри­ро­ва­ли, что раз­ви­тие Ах­ма­то­вой как по­эта идет по пу­ти углуб­ле­ния пси­хо­ло­гиз­ма. Это ка­че­ство ее по­э­зии с го­да­ми уси­ли­ва­лось. По­сле «Че­ток» к Ах­ма­то­вой при­хо­дит сла­ва. Ее ли­ри­ка ока­за­лась близ­ка не толь­ко «влюб­лен­ным гим­на­зист­кам», как иро­нич­но за­ме­ча­ла Ах­ма­то­ва. Сре­ди ее вос­тор­жен­ных по­клон­ни­ков бы­ли по­эты, толь­ко вхо­див­шие в ли­те­ра­ту­ру: Ма­ри­на Цве­та­е­ва, Бо­рис Па­стер­нак. Одоб­ри­тель­но от­нес­лись к Ах­ма­то­вой Алек­сандр Блок и Ва­ле­рий Брю­сов.

В эти го­ды она ста­но­вит­ся из­люб­лен­ной мо­де­лью для мно­гих ху­дож­ни­ков и ад­ре­са­том мно­го­чис­лен­ных сти­хо­твор­ных по­свя­ще­ний. Ее об­раз по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в не­отъ­ем­ле­мый сим­вол пе­тер­бург­ской по­э­зии эпо­хи ак­ме­из­ма. Ее порт­ре­ты ра­бо­ты Кузь­мы Пет­ро­ва-Вод­ки­на, На­та­на Альт­ма­на, Зи­на­и­ды Се­реб­ря­ко­вой, Юрия Ан­нен­ко­ва, Ни­ко­лая Тыр­сы ил­лю­стри­ру­ют на вы­став­ке пе­ре­из­да­ния «Че­ток», сде­лан­ные в по­сле­ду­ю­щие го­ды.

Не­од­но­крат­но кни­га вы­хо­ди­ла в со­ста­ве из­бран­ных сти­хо­тво­ре­ний в «Со­вет­ском пи­са­те­ле»: в во­ен­ном 1943 году в Таш­кен­те, где Ах­ма­то­ва бы­ла в эва­ку­а­ции, в 1940, 1965 и 1976 годах в Ле­нин­гра­де. На вы­став­ке пред­став­ле­ны и бо­лее позд­ние из­да­ния: со­дер­жа­щие ред­кие фо­то­гра­фии «Сти­хо­тво­ре­ния и по­э­мы» от Сред­не­ураль­ско­го книж­но­го из­да­тель­ства (Сверд­ловск, 1987) и бо­га­то про­ил­лю­стри­ро­ван­ная ху­дож­ни­ком Ни­ко­ла­ем Во­ро­но­вым кни­га, вы­шед­шая в 1989 году в мос­ков­ском из­да­тель­стве «Со­вре­мен­ник».

А про­дол­жить зна­ком­ство с по­чер­ком Ан­ны Ан­дре­ев­ны мож­но и в от­де­ле ру­ко­пи­сей РГБ, где ее ав­то­гра­фы мож­но най­ти в раз­лич­ных фон­дах: кол­лек­ции ар­хив­ных до­ку­мен­тов, фон­де из­да­тель­ства «Му­са­гет», фон­де Георгия Ива­но­ви­ча Чул­ко­ва.

Tags: иллюстрации, подборки для любования
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Образы Петра Первого

    У нас сейчас проходят в разных концах библиотеки четыре выставки, посвящённые Петру I — он ведь и книжное дело реформировал, и картографию, и…

  • Ещё три книжных памятника отреставрировали

    На прошлой неделе, 4—8 апреля, в Ленинке проходил семинар реставраторов. На фотографиях — три восстановленные, вернувшиеся к жизни книги, которые в…

  • (no subject)

    Новая работа Елены Белозёровой, мастера по марморированию бумаги. Елена создала её на глазах участников семинара реставраторов, который прошёл в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments