leninka_ru (leninka_ru) wrote,
leninka_ru
leninka_ru

Дон Кихот глазами Тони Жуано и других иллюстраторов: ещё не такой, как у Доре

Дон Кихот — один из самых знаменитых литературных героев, судьбу которого изменило чтение книг. (На втором месте, кстати, можно назвать Мартина Идена, а кто будет третьим?) Нам очень приятно, что о проходящей в РГБ выставке иллюстрированных изданий рассказываем в ЖЖ не мы:

Оригинал взят у mayak_parnasa в Выставка "Портрет Дон Кихота"

В Музее Книги при РГБ открылась небольшая выставка, посвященная роману Мигеля де Сервантеса Сааведра (исп. Miguel de Cervantes Saavedra) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» (El ingenioso hidalgo Don Quijote de la Mancha). В экспозиции "Портрет Дон Кихота" вам предлагается увидеть, как менялось представление о персонажах книги у иллюстраторов и поклонников этого произведения с течением времени, персонажах, которые оказались бессмертны и сопровождают нас уже долгие и долгие годы.

Амадис Галльский Дон Кихоту Ламанчскому сонет:

Тебе, кому достался тот удел,
Какой познал я сам, когда, влюбленный
И с милою безвинно разлученный,
Над Бедною Стремниною скорбел;
Тебе, кто зной и холод претерпел,
Кто жажду утолял слезой соленой,
Кто, серебра и медяков лишенный,
Дары земли с земли срывал и ел,
Вкушать бессмертье суждено, покуда
Своих коней бичом стремит вперед
В четвертом небе Феб золотокудрый.
Неустрашимым прослывешь ты всюду,
Твоя страна все страны превзойдет,
Всех авторов затмит твой автор мудрый.
Гравюра из немецкого издания Дон Кихота 1648 год., Франкфурт.
(Cervantes Saavedra, Miguel de. Don Kichote de la Mantzscha, Das ist: Juncker Harnisch auss Fleckenland,
Auss Hispanischer Spraach in hochteutsche ubersetzt. – Franckfurt [a. M.], 1648.)

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры (1547—1616) о приключениях одноимённого героя. Был опубликован в двух томах. Первый вышел в 1605 году, второй — в 1615 году. Роман задумывался как пародия на рыцарские романы. Впоследствии переведённый на все европейские языки, этот роман поныне является одной из популярнейших книг, а в 2002 году признан лучшим романом в мировой литературе.
Гравюра из издания Дон Кихота 1692 г., Амстердам.
(Cervantes Saavedra, Miguel de. Histoire de l'admirable Don Quixotte de la Manche. – Amsterdam, 1692)

«…Дон Кихот, догадавшись, что это он испугал их, поднял картонное забрало, скрывавшее худое и запыленное его лицо…»

В этом году мы отмечаем 400-летие произведения Сервантеса. В витринах музея вы увидите разные по формату книги. Одни маленькие для чтения в дороге, другие богато украшены с владельческими гербами для личной библиотеки. Книги конца XVII века начнут свой рассказ о хитроумном идальго и представят его публике.
Гравюра из издания 1662 г., Брюссель.
Cervantes Saavedra, Miguel de. Vida y hechos del ingenioso cavallero Don Quixote de la Mancha... – Bruselas [Bruxelles],1662

Он еще очень сильно отличается от нашего представления о нем, сформированным благодаря удивительным гравюрам Густава Доре (фр. Paul Gustave Doré). Ведь практически все последующие иллюстрации либо опирались на его гравюры, либо спорили с ним. Мы же наблюдаем эпоху, где еще не сформировался общепринятый образ главного героя.
Гравюра из изданя 1738 года, Лондон.
Cervantes Saavedra, Miguel de. Vida y hechos des ingenioso hidalgo don Quixote de la Mancha. - Londres, 1738

Сменяются эпохи, и сцены, которые выбираются для иллюстрации, тоже меняются. Если в первых изданиях освящались комические эпизоды, то восемнадцатый век с его утонченностью, требует галантных сцен для украшения произведения. Так постепенно в угоду времени и заказчикам смещались акценты в иллюстрировании произведения. Основным методом для иллюстрирования была гравюра на меди. Этот способ был достаточно трудоемкий и неудобный для использования в типографии. Поэтому количество гравюр иллюстрировавших произведения сократилось, но проработка мелких деталей в изображении возросла. Процесс создания заключается в том, что на металлическую пластину резцом или иглой наносится углубленный рисунок, а затем поверхность покрывается краской. Она остается в штрихах и прорезях, отпечаток пластины на влажной бумаге рождает рисунок.
Гравюра из издания 1746 года., Гаага
Cervantes Saavedra, Miguel de. Les principales avantures de l'admirable Don Quichotte, – La Haie, 1746.

Постепенно в типографскую жизнь входит еще один вид гравюры. Именно благодаря ему количество иллюстраций возрастает , и мы можем лицезреть богато иллюстрированные издания. Этот вид гравюры называется торцовая гравюра на дереве. При создании гравюры этим методом берется торцовая доска, т. е. доска поперечного распила. Используют для этой цели твердые породы дерева: пальму, самшит, бук, грушу. Но для более грубых работ можно употреблять и другие, более мягкие породы, например, березу. Так как толщина ствола обычно меньше, чем требуемый размер гравюры, то доски склеивают из отдельных кусочков. Применение этого метода позволили вставлять гравюры в текст книг с меньшими трудозатратами, так как шрифт и гравированная доска имели одну толщину.
Гравюра из издания 1746 года., Гаага.
Cervantes Saavedra, Miguel de. Les principales avantures de l'admirable Don Quichotte, – La Haie, 1746.

Посмотрите, как не только вкусы эпохи влияют на иллюстрации, но и технологические решения вмешиваются в создание произведения искусства – книги. Закончим же мы рассказ об изданиях Дон Кихота, прекрасным фолиантом с гравюрами Тони Жуано (Antoine Johannot, называемом Tony Johannot). В этом издании около 800 гравюр. Больших и маленьких, инициалов и зарисовок. Именно благодаря торцовой гравюре богатое оформление издание стало возможным. А имя Тони Жуано, к сожалению известно только профессионалам, так как его затмил своими шедеврами Гюстав Доре, поэтому мы предлагаем насладиться его работами. В них хитроумный идальго уже больше похож на хрестоматийного высокого и худого рыцаря на Росинанте.
Парижское издание 1836 года с гравюрами Тони Жуано.
Cervantes Saavedra, Miguel de. L 'ingónióux hidalgo Don Quichotte de La Manche. –Paris, 1836.

Фрагмент. Гравюра из парижского издания 1836 года
Cervantes Saavedra, Miguel de. L 'ingónióux hidalgo Don Quichotte de La Manche. –Paris, 1836


Фрагмент. Гравюра из парижского издания 1836 года
Cervantes Saavedra, Miguel de. L 'ingónióux hidalgo Don Quichotte de La Manche. –Paris, 1836

Фрагмент. Гравюра из парижского издания 1836 года
Cervantes Saavedra, Miguel de. L 'ingónióux hidalgo Don Quichotte de La Manche. –Paris, 1836


Фрагмент. Гравюра из парижского издания 1836 года
Cervantes Saavedra, Miguel de. L 'ingónióux hidalgo Don Quichotte de La Manche. –Paris, 1836

Фрагмент. Гравюра из парижского издания 1836 года
Cervantes Saavedra, Miguel de. L 'ingónióux hidalgo Don Quichotte de La Manche. –Paris, 1836


Приглашаем всех в Музей Книги погрузится в атмосферу шедевров книгопечатания, тем более что сделать это можно абсолютно бесплатно. Было бы желание. И мы надеемся, что оно у вас появится и вы не пропустите образы хитроумного идальго, которые раскроет для вас выставочное пространство музея.


Ещё больше о выставке можно узнать на сайте РГБ, но с личными впечатлениями от посещения не сравнится, конечно, ничто. Выставка продлится до 21 марта. Вход в Музей книги бесплатный.


Всегда рады новым друзьям в ЖЖ, зафрендить нас можно ТАК.
Tags: иллюстрации, находки наших читателей, уникальные книги
Subscribe
promo leninka_ru январь 28, 2016 15:20 334
Buy for 10 tokens
Не анонсировали, не обещали, даже не намекали. Сюрприз. Сами никак не привыкнем к этой новости. Сколько существует этот журнал, столько в нём кипели баталии на тему фотографирования книг силами и техникой читателей. Такая тема пропала, такая тема! Больше никто не будет коммент за комментом,…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments