Выставка «Кузница большой архитектуры» рассказывает о семи масштабных стройках: это Академия наук, концертный зал имени Чайковского, редакция «Известий», гостиница «Москва», Центральный телеграф и Военная академия. Публичной библиотеке имени В.И.Ленина отведено центральное место в экспозиции. Рекомендуем не ограничиться созерцанием в ЖЖ и посетить эту замечательную выставку (до 12 апреля), потому что история остальных шести зданий не менее драматична и красочна, а смотреть такие панорамные работы на мониторе — примерно как разглядывать «Явление Христа народу» в подзорную трубу через замочную скважину.
1. Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Заказной проект, второй вариант (1928). Перспектива. 103х292. Эта работа — «эклектичное сочетание неоклассицизма и конструктивизма с элементами скульптурного оформления» — была в итоге признан лучшей и после многочисленных доработок воплощена в жизнь. На строительство ушло несколько десятилетий.

Первый, открытый тур конкурса на здание библиотеки начался в декабре 1927 года. Одновременно правление библиотеки обратилось к ведущим архитекторам страны, предложив подготовить заказные проекты. Их оказалось 4, а всего на рассмотрение жюри поступило 14 работ. Пятерых победителей ждали денежные премии на общую сумму 15 тысяч рублей.
2. Леонид, Виктор и Александр Веснины. Заказной проект (1928). 67х99. Павильонная композиция, функционально вычлененные объёмы корпусов соединены между собой коридорами и переходами:

3. Фасад. 72х192:

4. Перспектива внутреннего двора. 29х42:

5. Пантелеймон Голосов при участии Сергея Щербакова и Михаила Смурова. Конкурсный проект (1928). 61х110:

6. Иван Рерберг. Заказной проект (1928). 65х99. Неоклассическая стилизация использует мотивы Дома Пашкова:

7. Девиз «Неученье — тьма». Конкурсный проект (1928). Фасад. 70х189:

8. План. Фрагмент:

В задании конкурса была предусмотрена не только сама библиотека с вестибюлем и кулуарами, читальными залами и гигантскими книго- и картохранилищами. В библиотечный комплекс должен был входить Институт библиотековедения и жилой корпус с хозяйственными помещениями. На планах обозначены почта, телеграф, аптека, прачечная, сушильня... Есть и «курительная», на отсутствие которой в современной библиотеке жалуется часть читателей.
9. Владимир Щуко, Владимир Гельфрейх. Заказной проект (1928). Фасад. 69х187. Эти архитекторы в конце концов, после многократных доработок и переделок, создали современное здание Библиотеки. Самый первый предложенный ими вариант:

10. Дмитрий Марков, Даниил Фридман, Владимир Фидман. Конкурсный проект (девиз «Книга», 1928). 60х194. Первая премия в открытом туре:

Но ни один из проектов не удовлетворил жюри полностью. Поэтому во втором туре конкурса участвовал победитель открытого тура и трое приглашённых архитекторов. Принятый вариант вы уже видели в самом начале, вот ещё два:
11. Дмитрий Марков, Даниил Фридман, Владимир Фидман. Конкурсный проект, второй вариант (1928). 87х245. Символики раскрытой книги уже нет:

12. Алексей Щусев. Заказной проект (1928–1929). Аксонометрическая проекция. 67х95:

13. Перспектива главного входа. 100х65:

14. И снова — победившая работа. Фрагменты:

15:

Будь вы членом жюри, вы бы отдали свой голос за...
Проект братьев Весниных (2–4)
1(4.2%)
Проект Голосова (5)
0(0.0%)
Проект Рерберга (6)
7(29.2%)
Девиз «Неученье — тьма» (7, 8)
0(0.0%)
Проект Щуко и Гельфрейха, первый вариант (9)
0(0.0%)
Проект Маркова, Фридмана и Фидмана, первый вариант, девиз «Книга» (10)
2(8.3%)
Проект Маркова, Фридмана и Фидмана, второй вариант (11)
3(12.5%)
Проект Щусева (12, 13)
5(20.8%)
Проект Щуко и Гельфрейха, второй вариант, 1928 год (1, 14, 15)
0(0.0%)
Лучший вариант стоит сейчас на Воздвиженке
6(25.0%)
Зафрендить Ленинку
Journal information